Первая симфония Сергея Сергеевича Прокофьева – одно из первых неоклассических сочинений: она написана в характере симфоний барокко. Появилась она во время занятий студента Прокофьева в Санкт-Петербургской консерватории: педагог давал ученикам для практики задания сочинять упражнения в стиле Гайдна. К этому времени уже была написана опера «Игрок». Каково же было удивление коллег-музыкантов и публики, когда вместо эпатажной и привычной музыки, они услышали абсолютно классическое сочинение! Название «Классическая», как писал Прокофьев в своей «Автобиграфии», было дано «из-за озорства, чтобы подразнить гусей». Но она стала новой классикой! «Мне казалось, – писал он, – что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать».
Девятая симфония – это идейное завещание Людвига ван Бетховена, пламенное обращение ко всему человечеству. Замысел столь грандиозного по масштабу произведения зрел в течение почти всей жизни композитора после того, как он прочитал оду Шиллера «К Радости», призывающую людей к объединению и сплочению. Ода была написана в 1785 году, переработана автором в 1793 году, и разные композиторы перекладывали её на музыку. Но самую большую известность она получила в знаменитой Девятой симфонии Бетховена.
Ода была отражением революционного времени конца 70-х гг. 18-го столетия – отражением Великой французской революции, в результате которой была свергнута абсолютная монархия и провозглашена Первая французская республика (сентябрь 1792 года) под девизом «Свобода, равенство, братство».
Много лет складывалась у Бетховена идея музыкального воплощения эпохи. Небывалое решение – ввести в финал слово – было принято композитором после длительных колебаний и сомнений. Перед премьерой Бетховен всё еще сомневался в правильности решения и даже какое-то время после премьеры продолжал сомневаться. Премьера состоялась в 1824 году в Вене. Симфония произвела такое впечатление, и Бетховена приветствовали такими продолжительными овациями, какими не встречали императорскую семью. Когда глухого автора повернули лицом к залу, он увидел, что слушатели бросали в воздух шляпы и платки, чтобы он мог видеть восторг публики, многие плакали. От пережитого волнения Бетховен лишился чувств.
В нашей программе в финале симфонии к оркестру присоединится Новосибирская хоровая капелла и квартет солистов. Они молоды, успешны, лауреаты множества конкурсов и солисты российских оперных театров.
Сопрано Ирина Новикова – солистка Новосибирского Государственного Академического театра оперы и балета. Работала с такими дирижёрами, как Мстислав Леопольдович Ростропович, Дмитрий Юровский, Дмитрий Корчак, Айнарс Рубикис, Ара Карапетян, Теодор Курентзис, Валентин Урюпин.
Меццо-сопрано Юлия Меннибаева – солистка Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, приглашённая солистка Большого Театра России. Юлия представляла Россию на международном конкурсе BBC Cardiff singer of the world в Кардиффе в 2019.
Тенор Игорь Морозов – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера». Исполнил более 15 ролей. Пел в спектаклях Большого театра и других театров России, в театрах Швейцарии, Италии, Хорватии, Германии.
Александр Уткин (бас-баритон) в 2017 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию. С 2016 года Александр — солист оперной труппы Большого театра. Участвовал в Россиниевском фестивале (Пезаро, Италия), в Академии Ал. Дзедды Rossiniana, в проектах молодёжной программы Большого театра.
Александр обучался в оперной студии (opera (e)Studio) на Тенерифе (Испания) под руководством Дж. Дзаппа. Молодой певец уже принимал участие в постановках опер «Турандот» Пуччини, «Травиата», «Риголетто» Верди в оперном театре Тенерифе.
Дирижирует Сергей Оселков – главный дирижёр и художественный руководитель Рязанского симфонического оркестра, ученик Арнольда Михайловича Каца.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)