Нечасто в одном концерте можно услышать сочинения сразу четырёх композиторов. Рахманинов, Воан-Уильямс, Думитру, Кодай – что их объединило в программе маэстро Феликса Коробова? Они – композиторы XX века, его начала и середины. Думитру, младший в списке, пожалуй, почти уже наш современник: его жизненный путь завершился в 1997 году. Двое из них – Воян-Уильямс и Думитру – писали, среди прочего, музыку для солирующей тубы с оркестром – инструмента, который никогда до них не считался пригодным для сольного исполнения. В наших концертах их сочинения прозвучат впервые.
Думитру называли композитором румынского танца. Благодаря ему народный танец вышел на большую эстраду.
Кодай занимался сбором произведений венгерского и не только венгерского народного музыкального творчества и всячески пропагандировал его. Народная музыка вообще была в приоритете его интересов. Очень интересно – он нашёл общее в венгерском фольклоре и фольклоре удмуртов, чувашей и марийцев. Его «Танцы из Галанты» основаны на музыке старой Словакии – Галантой называлась часть Словакии, где Кодай прожил несколько лет.
Имя величайшего русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова известно во всём мире, но было время, когда критики и музыкальная общественность снисходительно относились к тому, что выходило из-под его пера, а по поводу премьеры Первой симфонии композитор Цезарь Кюи написал: «Если бы в аду была консерватория, если бы одному из её даровитых учеников было задано написать программную симфонию на тему „семи египетских язвˮ, и если бы он написал Симфонию вроде Симфонии г-на Рахманинова, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привёл бы в восторг обитателей ада». После такой рецензии молодой композитор несколько лет находился в депрессии, но непреодолимая потребность писать музыку победила, и его сочинение может открыть любую программу, что и происходит в нашем случае.
К своей Первой симфонии Рахманинов избрал эпиграфом библейские слова: «Мне отмщение и аз воздам». Справедливое возмездие неизбежно. На исходе XIX века размышления о возмездии и о надвигающихся бурях и потрясениях занимали умы русской интеллигенции. Многие считали себя исторически виновными в том, что происходит, и ответственными перед настоящим и будущим.
Ральф Воан-Уильямс – крупнейшая фигура в истории английской музыки XX века, один из основоположников новой английской композиторской школы – английского музыкального Ренессанса. Он написал много интересной музыки, наш оркестр исполнял его сочинение «Взлетающий лебедь». Воан-Уильямс – один из тех редких композиторов, которых интересовали возможности тубы. Историческим музыкальным событием 1950-х годов явилось появление Концерта Воан-Уильямса для тубы с оркестром, он сочинил его для тубиста Лондонского симфонического оркестра перед юбилейным концертом оркестра. Музыкант вспоминал, что сначала он был в ужасе, но успех произведения показал, что туба вполне может быть прекрасным солирующим инструментом.
В программу включён ещё один номер для солирующей тубы с оркестром – Румынский танец № 2 Ионеля Думитру. Об этом румынском композиторе известно немного, и его творческий список не слишком обширен, но в нём нашлось место для тубы, недооценённого инструмента, как считает Фёдор Шагов.
Фёдор Шагов – молодой музыкант, благодаря которому прозвучат эти сочинения для тубы в нашей программе. Он делает всё для того, чтобы старинный инструмент, на котором играли ещё древние римляне в своих военных походах, занял достойное положение среди духовых инструментов, для которых известные и знаменитые композиторы захотят написать красивую музыку.
Фёдор Шагов окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных и университет «Моцартеум» в Зальцбурге (Австрия). Он обладатель специального приза Международного конкурса исполнителей в Брно (Чехия, 2010), лауреат множества других самых престижных международных конкурсов и участник Международного музыкального фестиваля медного духового искусства Brass Days. Артист компании Buffet Crampon и представитель фирмы-производителя медных духовых инструментов B&S.
Директор Арт-фестиваля «Аура Тубы».
Ему присвоено звание «Учитель года 2020». Он награждён премией Министерства культуры РФ как лучший преподаватель в сфере музыкального искусства в 2022 году.
В 2024 году награждён орденом «Служение искусству» Евразийской лигой содружеств.
Завершит программу пьеса, которая много лет назад уже звучала в наших программах: «Танцы из Галанты» Золтана Кодая.
Примерно в 1800 году в Вене было издано несколько сборников венгерских танцев, в одном из которых была музыка цыган из Галанты. Композитор взял основные темы из этих старых изданий. Большинство пьес было написано в стиле вербункос (вербункош) – это была рекрутская музыка, в начале 1800-х годов ставшая частью венгерской народной традиции. В звучании оркестра особенно выделяется кларнет: так когда-то выделялся его предшественник – старинный венгерский духовой деревянный инструмент тарогато.
Имя дирижёра и виолончелиста, народного артиста России Феликса Коробова хорошо известно любителям симфонической и камерной музыки. Он был главным дирижёром в двух ведущих российских театрах – Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и Московском театре «Новая опера» имени Е.В. Колобова. Сотрудничал с выдающимися балетмейстерами – Джоном Ноймайером, Олегом Виноградовым, Юрием Григоровичем. С Юрием Вамошем осуществил постановку балета «Спартак» в Оперном театре Дюссельдорфа. Активно выступает не только как дирижёр, но и как виолончелист. В составе ансамбля «Квартет-Квартет» в течение трёх сезонов исполнил все струнные квартеты Моцарта.
Первый исполнитель (как виолончелист и дирижёр) многих произведений современных композиторов.
С 2024 года – главный приглашённый дирижёр Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского.