Нечасто в одном концерте можно услышать сочинения сразу четырёх композиторов. Рахманинов, Воан-Уильямс, Думитру, Кодай – что их объединило в программе маэстро Феликса Коробова? Они – композиторы XX века, его начала и середины. Думитру, младший в списке, пожалуй, почти уже наш современник: его жизненный путь завершился в 1997 году. Двое из них – Воян-Уильямс и Думитру – писали, среди прочего, музыку для солирующей тубы с оркестром – инструмента, который никогда до них не считался пригодным для сольного исполнения. В наших концертах их сочинения прозвучат впервые.
Думитру называли композитором румынского танца. Благодаря ему народный танец вышел на большую эстраду.
Кодай занимался сбором произведений венгерского и не только венгерского народного музыкального творчества и всячески пропагандировал его. Народная музыка вообще была в приоритете его интересов. Очень интересно – он нашёл общее в венгерском фольклоре и фольклоре удмуртов, чувашей и марийцев. Его «Танцы из Галанты» основаны на музыке старой Словакии – Галантой называлась часть Словакии, где Кодай прожил несколько лет.
Имя величайшего русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова известно во всём мире, но было время, когда критики и музыкальная общественность снисходительно относились к тому, что выходило из-под его пера, а по поводу премьеры Первой симфонии композитор Цезарь Кюи написал: «Если бы в аду была консерватория, если бы одному из её даровитых учеников было задано написать программную симфонию на тему „семи египетских язвˮ, и если бы он написал Симфонию вроде Симфонии г-на Рахманинова, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привёл бы в восторг обитателей ада». После такой рецензии молодой композитор несколько лет находился в депрессии, но непреодолимая потребность писать музыку победила, и его сочинение может открыть любую программу, что и происходит в нашем случае.
К своей Первой симфонии Рахманинов избрал эпиграфом библейские слова: «Мне отмщение и аз воздам». Справедливое возмездие неизбежно. На исходе XIX века размышления о возмездии и о надвигающихся бурях и потрясениях занимали умы русской интеллигенции. Многие считали себя исторически виновными в том, что происходит, и ответственными перед настоящим и будущим.
Ральф Воан-Уильямс – крупнейшая фигура в истории английской музыки XX века, один из основоположников новой английской композиторской школы – английского музыкального Ренессанса. Он написал много интересной музыки, наш оркестр исполнял его сочинение «Взлетающий лебедь». Воан-Уильямс – один из тех редких композиторов, которых интересовали возможности тубы. Историческим музыкальным событием 1950-х годов явилось появление Концерта Воан-Уильямса для тубы с оркестром, он сочинил его для тубиста Лондонского симфонического оркестра перед юбилейным концертом оркестра. Музыкант вспоминал, что сначала он был в ужасе, но успех произведения показал, что туба вполне может быть прекрасным солирующим инструментом.
В программу включён ещё один номер для солирующей тубы с оркестром – Румынский танец № 2 Ионеля Думитру. Об этом румынском композиторе известно немного, и его творческий список не слишком обширен, но в нём нашлось место для тубы, недооценённого инструмента, как считает Фёдор Шагов.
Фёдор Шагов – молодой музыкант, благодаря которому прозвучат эти сочинения для тубы в нашей программе. Он делает всё для того, чтобы старинный инструмент, на котором играли ещё древние римляне в своих военных походах, занял достойное положение среди духовых инструментов, для которых известные и знаменитые композиторы захотят написать красивую музыку.
Фёдор Шагов окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных и университет «Моцартеум» в Зальцбурге (Австрия). Он обладатель специального приза Международного конкурса исполнителей в Брно (Чехия, 2010), лауреат множества других самых престижных международных конкурсов и участник Международного музыкального фестиваля медного духового искусства Brass Days. Артист компании Buffet Crampon и представитель фирмы-производителя медных духовых инструментов B&S.
Директор Арт-фестиваля «Аура Тубы».
Ему присвоено звание «Учитель года 2020». Он награждён премией Министерства культуры РФ как лучший преподаватель в сфере музыкального искусства в 2022 году.
В 2024 году награждён орденом «Служение искусству» Евразийской лигой содружеств.
Завершит программу пьеса, которая много лет назад уже звучала в наших программах: «Танцы из Галанты» Золтана Кодая.
Примерно в 1800 году в Вене было издано несколько сборников венгерских танцев, в одном из которых была музыка цыган из Галанты. Композитор взял основные темы из этих старых изданий. Большинство пьес было написано в стиле вербункос (вербункош) – это была рекрутская музыка, в начале 1800-х годов ставшая частью венгерской народной традиции. В звучании оркестра особенно выделяется кларнет: так когда-то выделялся его предшественник – старинный венгерский духовой деревянный инструмент тарогато.
Имя дирижёра и виолончелиста, народного артиста России Феликса Коробова хорошо известно любителям симфонической и камерной музыки. Он был главным дирижёром в двух ведущих российских театрах – Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и Московском театре «Новая опера» имени Е.В. Колобова. Сотрудничал с выдающимися балетмейстерами – Джоном Ноймайером, Олегом Виноградовым, Юрием Григоровичем. С Юрием Вамошем осуществил постановку балета «Спартак» в Оперном театре Дюссельдорфа. Активно выступает не только как дирижёр, но и как виолончелист. В составе ансамбля «Квартет-Квартет» в течение трёх сезонов исполнил все струнные квартеты Моцарта.
Первый исполнитель (как виолончелист и дирижёр) многих произведений современных композиторов.
С 2024 года – главный приглашённый дирижёр Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского.
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)