В программе симфонического концерта не прозвучат фортепианные миниатюры. Будут исполнены увертюра к опере «Геновева» и Виолончельный концерт. Роберт Шуман не написал ни второго концерта для виолончели, ни второй оперы. Его первая и единственная опера не вызвала особого отклика у современников. У него пропало желание написать хотя бы ещё одну. Многие выдающиеся композиторы и музыковеды позже высоко оценивали «Геновеву». О ней писали: «В её музыке находятся сокровища вдохновения, глубокого чувства, драматического чутья и средневекового колорита». Но она так и не стала репертуарным спектаклем. В отличие от оперы увертюра к ней – репертуарное произведение. Она даёт полноценную и сжатую картину того, что будет потом разворачиваться в опере, настраивает на происходящее, пересказывает всё действие.
Концерт для виолончели с оркестром – квинтэссенция романтического образа инструмента. Он был написан в 1850 году, но впервые исполнен лишь спустя 10 лет, уже после смерти композитора. Его жена Клара Шуман, первоклассная пианистка, отметила в дневнике: «Романтизм, дух, свежесть, юмор и затем в высшей степени интересное переплетение виолончели и оркестра – всё это захватывает. И ещё – гармоничность и глубокое чувство, наполняющие песенные эпизоды». К сожалению, те солисты, к которым обратился автор, не сочли для себя интересным исполнение Концерта. Его даже не сразу приняли к изданию. После этого сам автор сомневался, нужно ли было ему вообще писать этот Концерт.
Судьба знаменитых сочинений даже в разные времена бывает похожей.
Пятая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича не была тем произведением, которую не хотели исполнять сразу после её создания, но вполне могла быть ею. Когда в 1936 году оперу «Катерина Измайлова» посетил Сталин, он испытал шок, последовала уничижительная статья в «Правде», затем ещё одна – о балете «Светлый ручей». Композитора обвиняли в формализме, в отрыве от народа, призывали писать музыку проще, понятнее, оптимистичнее. Четвёртая симфония, которую он почти заканчивал, на многие годы оставалась неизвестной – её исполнение было отложено на четверть века. И тем не менее Пятую симфонию Дмитрий Дмитриевич начал писать весной 1937 года, несмотря на пережитые события. Сам композитор на вопросы, о чём эта музыка, отвечал, что хотел показать, «как через ряд трагических конфликтов, большой внутренней борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение». Пятая Шостаковича была воспринята как автобиографическое сочинение: Шостакович как бы рассказал историю своей собственной «перековки» после критики «Леди Макбет». Но это «как бы» до сих пор вызывает интерес и вопросы у искусствоведов.
Программу исполнит оркестр под управлением Михаила Татарникова. С октября 2023 года Михаил Татарников – музыкальный руководитель и главный дирижёр Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ).
В его послужном списке – работа с такими театрами, как Ла Скала в Милане, Опера Бастилии и Театр Елисейских полей в Париже, Опера Монте-Карло, Большой Театр Бордо, Михайловский и Мариинский театры в Санкт-Петербурге, Берлинская Комише Опера, Театр Ан-дер-Вин в Вене, Баварская государственная опера, театр Ла Монне в Брюсселе, Бергенская национальная Опера, Театр Лисео в Барселоне, Опера Сан-Франциско, Баварская государственная опера, Польская национальная опера, Рижская опера и другие.
Он работал c симфоническими оркестрами Турина, Йены, Осло, Дрездена, Роттердама, Евле, Стрезы, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.
Был ассистентом Валерия Гергиева во время исполнения тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» в «Метрополитан-опере». Дирижёр-постановщик оперы «Игрок» С. Прокофьева в Театре Монте-Карло, в Опере Сан-Франциско – «Средство Макропулоса» Л. Яначека. Дирижёр-постановщик оперы «Демон» в оперном театре «Лисео» в Барселоне.
Дирижёр был удостоен Памятного знака и диплома «Чайковский» за вклад в развитие музыкальной культуры России.
Мария Зайцева, которая исполнит Концерт Шумана для виолончели с оркестром, в 2020 году окончила колледж имени Гнесиных, с 2023 года – она студентка Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Завоевала звание лауреата многих международных конкурсов, в том числе XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2 премия, Санкт-Петербург, 2023).