Габриэль ФОРЕ начал играть на фортепиано и скрипке, будучи совсем ребёнком.
Его образование началось в 9 лет в школе при Институте церковной музыки Луи Нидермейера, где готовили органистов и хормейстеров для католической церкви. Среди учителей Форе был Камиль Сен-Санс. Спустя годы, после Франко-Прусской войны (Габриэль был призван в армию и участвовал в боях), он работал в церкви св. Магдалины помощником Сен-Санса, а когда в 1877 году Сен-Санс вышел в отставку, Форе занял место хормейстера. В 1896 году Форе стал профессором композиции в Парижской консерватории, сменив Жюля Массне, и в 1905 году возглавил консерваторию. В числе учеников Форе – Андре Мессаже, Морис Равель, Надя Буланже, Джордже Энеску, Альфред Казелла.
Форе писал в разных жанрах. Среди особенно известных сочинений – «Сицилиана» из музыки к пьесе Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». Творчество бельгийского писателя, драматурга Мориса Метерлинка, его стиль, мировоззрение, философские и эстетические взгляды оказались очень привлекательными для композиторов эпохи рубежа XIX–XX веков, эпохи символизма. Наибольшую известность получила его ранняя драма «Пеллеас и Мелизанда». Габриэль Форе был первым из 4-х ведущих композиторов (а всего их было около 20-ти), кого вдохновила пьеса. За ним последовали Дебюсси, Шёнберг и Сибелиус. Кстати, для лондонской постановки продюсеры сначала обратились к Дебюсси, но он был занят написанием оперы на этот сюжет и отказался. Тогда прима театра обратилась к Форе. Спектакль не сходил со сцены 14 лет, во многом благодаря музыке. Из 4-х главных номеров автор сделал сюиту.
Сергей РАХМАНИНОВ был феноменальным пианистом. Фортепианные концерты в творчестве Рахманинова занимают особое место. Как композитору и дирижёру жанр был ему близок из-за масштабности и в то же время достаточной демократичности. Что касается стиля, безусловно, Рахманинов был в курсе всего, что происходило в музыке. Ему было интересно, как пишут, например, Барток, Хиндемит, Стравинский, Шёнберг. Ему не всё нравилось, но его творчество, безусловно, вобрало в себя дух времени. Четвёртый концерт был написан в основном в Нью-Йорке, хотя и закончен в Европе, и атмосфера Америки, конечно же, сказалась на его музыке. Рахманинову нравился джаз, и он сам играл джаз для собственного удовольствия.
Этот Концерт претерпел две редакции. Рахманинов сразу после премьеры почувствовал неудовлетворённость и первые поправки внёс перед публикацией в 1928 году. Вернулся он к Концерту в 1941-м, капитально его переработав. Эта редакция стала общепринятой. В этом сочинении романтик Сергей Васильевич Рахманинов как бы примеряет на себя новые веяния.
В нашей программе Концерт исполнит Константин ЕМЕЛЬЯНОВ.
Он родился в 1994 году в Краснодаре и там же начал заниматься музыкой в Межшкольном эстетическом центре. Затем учился в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории (класс Ольги Мечетиной), Московской государственной консерватории (класс профессора Александра Мндоянца, затем профессора Сергея Доренского и его ассистентов Андрея Писарева, Павла Нерсесьяна и Николая Луганского) и ассистентуре-стажировке консерватории (классы Сергея Доренского и Николая Луганского). Совершенствовал мастерство в Фортепианной академии имени С.В. Рахманинова в Катании (Италия), стажировался в Международной фортепианной академии (Имола, Италия) в классе профессора Бориса Петрушанского. Константин – лауреат многочисленных международных конкурсов, в том числе XVI конкурса имени П.И. Чайковского. В 2024 году стал обладателем первой премии и приза зрительских симпатий Международного конкурса Rina Sala Gallo в Италии. Пианист ведёт активную концертную деятельность, сотрудничает с лучшими российскими музыкантами. Он артист фирмы Yamaha.
Во втором отделении будет исполнена Пятая симфония Яна СИБЕЛИУСА. Её считают эпической кульминацией в единой симфонической концепции композитора и, как и Седьмую, называют симфонией-монолитом. У Сибелиуса каждая симфония (их всего 7) имеет свой неповторимый облик, и даже количество частей в них разное.
В музыке отражены особенности финского языка – неизменная ударность первого слога, протяжённость звука; финский характер подчёркивается величавыми фанфарами. Мелодический рисунок, как правило, строгий, без лишних украшений, повествовательный, переходящий к декламационности – подобно напевам рун.
Симфония была заказана Сибелиусу финским правительством в честь его 50-летия, которое отмечалось 8 декабря 1915 года как национальный праздник.
Её исполнил Хельсинкский филармонический оркестр под управлением автора.
У нас за дирижёрским пультом – Алексей БОГОРАД. Он родился в Москве, в семье дирижёра Владимира Богорада. С отличием окончил Московскую государственную консерваторию, сначала по классу кларнета у профессора Владимира Соколова, а затем, в 2009-м, по классу оперно-симфонического дирижирования у профессора Геннадия Рождественского.
Богорад – лауреат международных конкурсов дирижёров: имени Стефана Турчака (Киев, 2010, 2-я премия), имени Ловро фон Матачича (Загреб, 2011, 1-я премия).
В 2011–2012 гг. он был ассистентом Владимира Юровского в Государственном симфоническом оркестре имени Е.Ф. Светланова. С 2012 года – дирижёр Большого театра России.
Как кларнетист артист сотрудничал с оркестрами под управлением таких дирижёров, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Семён Бычков, Пааво Берглунд, Зубин Мета, Кент Нагано, Шарль Дютуа.