Программа закрытия абонементов № 1 и 1а составлена маэстро Димитрисом Ботинисом так, что слушатели, которые хотят, чтобы в концертах было больше произведений, приближённых к нашему времени, получат настоящее музыкальное удовольствие: все авторы: Мессиан, Прокофьев, Стравинский, Равель – композиторы конца XIX – первой половины XX века. Стравинский дожил до 1971 года. Стиль каждого, как и темы творчества, имеют свои особенности. Но есть и общее: Оливье Мессиан первый применил технику сериализма: последовательность серий из определённых нот, длительностей этих нот и их же громкости без какого-либо повторения – этот же принцип с начала 1950-х годов начал использовать Игорь Стравинский.
Оливье Мессиан создал свою Вселенную, он был человеком глубоко религиозным. Определение «медитация», название «Вознесение» говорят о состоянии высокого духовного уровня, когда человек через молитву Христа обращается к Богу: «Отец, пришёл час, прославь Сына Твоего, чтобы Сын Твой прославил Тебя… Я перед людьми проявил Твоё имя. Вот меня нет больше в этом мире; но они в мире, а я иду к Тебе».
Игорь Фёдорович Стравинский тоже в некоторых сочинениях обращается к Всевышнему – как, например, в обработке для камерного оркестра двух духовных песен Хуго Вольфа «Заупокойные песнопения».
Совершенно другого характера «Симфония в трёх движениях» (Симфония в трёх частях) – она была написана сразу после окончания Второй мировой войны. «Симфония не имеет никакой программы, было бы напрасно искать таковую в моем произведении, – сообщал Стравинский. – Однако возможно, что впечатления нашей тяжёлой жизни с её стремительно меняющимися событиями и, наконец, некоторым просветлением, оставили след в этой симфонии».
Впервые в Новосибирске будет исполнена Первая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля. Он сочинил музыку по заказу Михаила Фокина, когда тот решил ставить балет по роману Лонга, широко популярного в эпоху Возрождения. Роман датируется 2-м веком. Лонг – фигура загадочная, возможно, роман был сочинён группой неизвестных авторов.
Сам композитор назвал «Дафниса и Хлою» хореографической симфонией. «Это произведение построено симфонически, по строгому тональному плану на нескольких темах, развитием которых достигается единство целого», – писал он о своём сочинении. Балет был поставлен в Париже в июне 1912 года, но ещё в апреле 1911-го состоялось первое исполнение Первой сюиты в парижских Концертах Колонна. Равелем была составлена и Вторая сюита, увидевшая свет лишь в 1913 году. Из трёх картин одноактного балета музыка от конца 1-й до середины 2-й картины составляет Первую сюиту, а 3-я картина полностью вошла во Вторую, которая, в отличие от Первой, неоднократно исполнялась нашим оркестром.
Пятый фортепианный концерт Сергея Сергеевича Прокофьева, по признанию самого автора, получился очень неудобным для солиста: «Концерт я вначале не хотел делать трудным и даже предполагал назвать его „Музыкой для фортепиано с оркестром”... Но кончилось тем, что вещь всё-таки оказалась сложной, явление, фатально преследовавшее меня в целом ряде опусов этого периода. В чём „объяснение”?.. Кое-где мне просто не удалось быть простым – это другое дело; но я не терял надежды, что целый ряд других мест всё-таки окажется совсем простым со временем, когда ухо освоится с новыми интонациями, то есть когда эти интонации войдут в обиход». (Сергей Прокофьев. «Автобиография»)
Молодой пианист Илья Папоян оправдал все надежды автора. Он лауреат множества престижных конкурсов, член Молодёжной секции Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Илья получает Президентский грант, он стипендиат фонда «Артис Футура», солист Санкт-Петербургского Дома музыки.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)