Карл Мария фон Вебер – выдающийся немецкий музыкант: композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX века. Главным делом всей его жизни стало создание новой национальной немецкой оперы. Поставленная в 1821 году в Берлине опера «Вольный», или «Волшебный стрелок» под его управлением, вызвала фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель», – писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека, и что Веберу следует писать одну оперу за другой. Вебер значительно опередил романтизм Беллини и Доницетти, которые проявят себя десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829 году. Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого. В «Вольном стрелке» есть всё, чем дышит душа человека, – реальное и ирреальное, волшебство и натурализм, счастье и страдание, любовь и разлука – так можно оценить главное, что пришло в жанр оперы с Вебером.
Антонин Дворжак – «самый известный чех всех времён» – так его стали называть ещё при жизни. Сам он называл себя «простым чешским музыкантом». Через его музыку люди лучше узнали его страну. В 1878 году был опубликован первый сборник «Славянских танцев». Он сразу же стал популярным, и имя композитора обрело известность, в том числе и за границей. Особенно он стал популярен в Англии. В Лондоне была исполнена кантата «Стабат матер», и успех был такой, что Дворжака в течение девяти лет приглашали дирижировать различными оркестрами или на премьеры его произведений.
Во время шестых по счету гастролей он дирижировал своей новой, Восьмой симфонией. Восьмая симфония издана была также в Лондоне, поэтому при жизни композитора нередко именовалась Английской, что, однако, не имело никакого отношения к её содержанию. Создавалась она в деревне Высокой неподалёку от Пржебрама, городка в горах Южной Чехии, где на гонорар от первых английских гастролей 1884 года композитор купил домик, в котором жил с весны до осени. С раннего утра он или бродил в одиночестве по полям и лесам, обдумывая новые сочинения, или проводил целые дни в саду: «Я так лелею и люблю его, как будто это божественное искусство», – говорил Дворжак.
Роберт Шуман
«Эстет и интеллектуал Роберт Шуман сумел отразить эстетику романтизма, как никто другой», писали о Шумане много лет спустя.
Идеалы Шумана были близки идеалам передовых музыкантов XIX столетия. И его высоко ценили Мендельсон, Берлиоз, Лист. В России творчество Шумана пропагандировали Рубинштейн, Чайковский, Ларош, Балакирев, Мусоргский, Бородин. Они и особенно Чайковский считали Шумана самым выдающимся современным композитором. Гениальным исполнителем фортепианных произведений Шумана был Рубинштейн.
Прежде чем написать знаменитый Фортепианный концерт, Шуман работал над несколькими фортепианными концертами: в 1828 году он начал один в Ми-бемоль мажоре, в 1829-31 годах работал над Фа-мажорным, а в 1839 году написал одну часть Концерта в ре миноре. Но ни одна из этих работ не была завершена.
В 1841 году Шуман написал Фантазию для фортепиано с оркестром. Его жена, знаменитая пианистка Клара Шуман предложила расширить пьесу до полноценного фортепианного концерта. В 1845 году он добавил интермеццо и финал.
Премьера состоялась 1 января 1846 года с Лейпцигским оркестром Гевандхауза под управлением Фердинанда Хиллера, которому и было посвящено произведение.
Солировала, разумеется, Клара Шуман.
В нашей программе Концерт Шумана исполняет Илья Папоян.
В девять лет он стал лауреатом Международного юношеского конкурса им. Фредерика Шопена (Санкт-Петербург). В тринадцать лет дал первый сольный концерт на сцене Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга. Он лауреат стольких международных конкурсов, что их перечисление займёт полстраницы. Последний конкурс, лауреатом которого он стал – I международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова (Москва, 2022; III премия).
За пультом Тимур Зангиев – стипендиат Международного благотворительного фонда В. Спивакова и участник дирижёрско-стажёрской группы Национального филармонического оркестра России. В 2015 году стал лауреатом III премии II Всероссийского музыкального конкурса в Москве. В том же году был удостоен звания заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания.
С июня 2022 года – главный приглашённый дирижёр Михайловского театра.
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Батенев, фортепиано (студент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки)
Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Песочное шоу
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мендельсон. Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание»
Вебер. Концерт № 1 для кларнета с оркестром
Бетховен. Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром (I часть)
Новосибирский академический симфонический оркестр Данила Ефремов, кларнет
Юлия Боброва, скрипка
Юлия Иванова, виолончель
Валерия Мугатасимова, фортепиано
Дирижер – Вячеслав Прасолов
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Р. Штраус. «Дон Кихот: Фантастические вариации на тему рыцарского характера», симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра
Шуберт. Симфония № 9 «Большая»
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Р. Штраус. «Дон Кихот: Фантастические вариации на тему рыцарского характера», симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра
Шуберт. Симфония № 9 «Большая»
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Моцарт. Концерт № 27 для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Лауреат XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (III премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Шнитке. Сюита из балета «Эскизы» (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Караманов. Симфония № 4 «Майская» (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Михаил Грановский (Ростов-на-Дону)
Шнитке. Сюита из балета «Эскизы» (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Караманов. Симфония № 4 «Майская» (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Михаил Грановский (Ростов-на-Дону)
Чайковский. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Глазунов. Симфония № 6
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер – Антон Шабуров (Ростов-на-Дону)
Чайковский. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Глазунов. Симфония № 6
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер – Антон Шабуров (Ростов-на-Дону)
Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 11 «1905 год»
Новосибирский академический симфонический оркестр Энджел Вонг, фортепиано (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Федор Безносиков (Москва)
Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 11 «1905 год»
Новосибирский академический симфонический оркестр Энджел Вонг, фортепиано (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Федор Безносиков (Москва)
Сен-Санс. «Карнавал животных», зоологическая фантазия для камерного ансамбля
Троян. «Романс лягушки»
Хазелл. Сюита «Кошки»
Швейцарская народная песня «Кукушка»
Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Штраус. Полька «На охоте»
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Анжелика Вознесенская, фортепиано
Анна Исаевич, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Сен-Санс. «Карнавал животных», зоологическая фантазия для камерного ансамбля
Троян. «Романс лягушки»
Хазелл. Сюита «Кошки»
Швейцарская народная песня «Кукушка»
Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Штраус. Полька «На охоте»
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Анжелика Вознесенская, фортепиано
Анна Исаевич, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дютийё. «Целый мир вдали», концерт для виолончели с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Чайковский. Сюита для оркестра № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Шабрие. «Испания», рапсодия для оркестра
Равель. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Массне. Балетная музыка из оперы «Сид»
Дебюсси. «Иберия»
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Шабрие. «Испания», рапсодия для оркестра
Равель. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Массне. Балетная музыка из оперы «Сид»
Дебюсси. «Иберия»
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Прокофьев. Русская увертюра для симфонического оркестра
Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Стравинский. Сюита из балета «Поцелуй феи»
Пуленк. Симфониетта
Новосибирский академический симфонический оркестр Дирижер – Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург)
Прокофьев. Русская увертюра для симфонического оркестра
Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Стравинский. Сюита из балета «Поцелуй феи»
Пуленк. Симфониетта
Новосибирский академический симфонический оркестр Дирижер – Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург)
Гуно. Опера «Фауст», балетная сюита
Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3
Брамс. Симфония № 1
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Константин Хватынец (Москва)
Гуно. Опера «Фауст», балетная сюита
Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3
Брамс. Симфония № 1
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Константин Хватынец (Москва)
Григ. «Утро», из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть)
Сен-Санс. «Одна ночь в Лиссабоне»
Гуно. «Вальпургиева ночь», балетная музыка из оперы «Фауст»
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»)
«Ночь на Лысой горе», симфоническая поэма
Прокофьев. «Сны», симфоническая картина
Чайковский. Колыбельная (переложение для саксофона-альта)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Злата Николаенко, саксофон-альт
Тимур Хвостов, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мессиан. «Забытые приношения», симфоническая медитация для оркестра
Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор
Брукнер. Симфония № 9
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Давыдченко, фортепиано (Ростов-на-Дону)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром
Прокофьев. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Никита Борисоглебский, скрипка (Москва)
Лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром
Прокофьев. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Никита Борисоглебский, скрипка (Москва)
Лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Григ. «Утро», из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть)
Сен-Санс. «Одна ночь в Лиссабоне»
Гуно. «Вальпургиева ночь», балетная музыка из оперы «Фауст»
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»)
«Ночь на Лысой горе», симфоническая поэма
Прокофьев. «Сны», симфоническая картина
Чайковский. Колыбельная (переложение для саксофона-альта)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Злата Николаенко, саксофон-альт
Тимур Хвостов, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –
Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Моцарт. Увертюра к опере «Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант» (редакция Р. Штрауса) (Первое исполнение в Новосибирске)
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4
Р. Штраус. «Из Италии», симфоническая фантазия для оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Петр Лаул, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Феликс Коробов (Москва)
Моцарт. Увертюра к опере «Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант» (редакция Р. Штрауса) (Первое исполнение в Новосибирске)
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4
Р. Штраус. «Из Италии», симфоническая фантазия для оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Петр Лаул, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Феликс Коробов (Москва)
Гендель. «Музыка для королевских фейерверков», увертюра
Вивальди. «Буря в море», концерт для флейты
«Весна» (из цикла «Времена года»)
Бах. Ария из оркестровой сюиты № 3
Де Фалья. «Танец огня» из балета «Любовь-волшебница»
Чайковский. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»)
Симфония № 4 (финал)
Мусоргский. «Быдло» (из цикла «Картинки с выставки»)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Алина Варваринская, флейта
Арсений Стрельников, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Танеев. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Дмитрий Маслеев, фортепиано (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Дирижер – Дмитрий Филатов (Екатеринбург)
Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Танеев. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Дмитрий Маслеев, фортепиано (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Дирижер – Дмитрий Филатов (Екатеринбург)
Гендель. «Музыка для королевских фейерверков», увертюра
Вивальди. «Буря в море», концерт для флейты
«Весна» (из цикла «Времена года»)
Бах. Ария из оркестровой сюиты № 3
Де Фалья. «Танец огня» из балета «Любовь-волшебница»
Чайковский. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»)
Симфония № 4 (финал)
Мусоргский. «Быдло» (из цикла «Картинки с выставки»)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Алина Варваринская, флейта
Арсений Стрельников, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Сметана. «Лагерь Валленштейна», симфоническая поэма (Первое исполнение в Новосибирске)
Вайнберг. Концерт для скрипки с оркестром
Дворжак. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Равиль Ислямов, скрипка (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Филипп Селиванов (Санкт-Петербург)
Сметана. «Лагерь Валленштейна», симфоническая поэма (Первое исполнение в Новосибирске)
Вайнберг. Концерт для скрипки с оркестром
Дворжак. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Равиль Ислямов, скрипка (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Филипп Селиванов (Санкт-Петербург)