Абонемент №2 (2022–23) «Вечера с симфоническим оркестром-2»
Пушкинская карта
Изменения в программе и составе исполнителей!
Стравинский. Dumbarton Оaks
Бернстайн. Серенада для скрипки с оркестром
Стравинский. Весна священная
«Мой новый балет
"Весна священная" не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси – Руси языческой», – говорит Стравинский в 1913 году.
Основой балета стал древний священный ритуал, в котором племя поклоняется земле, старцы готовят обряд сакрального жертвоприношения, в результате которого избранная девица – Великая жертва – танцует до изнеможения, отдавая свои жизненные силы Весне, и в конце обряда умирает.
Русский балет в европейских столицах произвёл настоящий фурор, принеся новую российскую культуру. Появилась мода на русские имена, костюмы, кухню, появились мастерские по изготовлению разных поделок в русском стиле.
«Дамбартон Окс» – это инструментальный концерт, за которым стоит большая история творческих взаимоотношений между композитором, меценатами и крупнейшим американским университетом.
Но прежде всего это название имения, расположенного на окраине Вашингтона. Построено оно было в XVIII веке, а с 1920 года стало средоточием художественных ценностей. Участок со старинным домом приобрели в 1920 году супруги Роберт и Милдред Блисс, меценаты и коллекционеры. Начиная с 1936 года владельцы Дамбартон Окс стали готовить усадьбу, её сад и коллекции к превращению в общественное достояние. В этом же, 1936 году в Париже Блиссы познакомились со Стравинским, которому в следующем году заказали концерт к тридцатилетию их свадьбы. Премьера состоялась 8 мая 1938 года в Музыкальном зале главного дома Дамбартон Окс.
В 1941 году усадьба была передана в собственность Гарвардского университета.
Леонард БЕРНСТАЙН – один из самых выдающихся музыкальных деятелей Америки, дирижёр, композитор и просветитель. Меньше всего он хотел провести свою жизнь, как великий Тосканини, «снова и снова изучая одни и те же 50 произведений». Леонард с юности хотел играть на фортепиано, дирижировать, писать музыку, книги и стихи. Что и делал с удовольствием и успехом. Бернстайн был музыкальным руководителем НьюЙоркского филармонического оркестра, возглавлял оркестровый и дирижёрский факультеты в Танглвуде, написал три симфонии, несколько хоровых, вокальных и фортепианных циклов, три балета, две оперы, пять мюзиклов, одну оперетту и несколько книг, посвящённых различным аспектам музыкальной культуры.
В 1990 году Бернстайн был вынужден оставить дирижирование по состоянию здоровья и через пять дней после объявления об уходе скончался. Он был так популярен, что в последний путь его провожали не только те, кто имел отношение к музыке, но и рабочие-строители. Они махали шляпами и кричали: «До свидания, Ленни!» – так звали его друзья.
Серенада для скрипки, струнных, арфы и ударных по мотивам «Симпозиума» Платона – сочинение, для создания которого композитор черпал вдохновение в «Диалогах» Платона, восхваляющих любовь. А Серенада, как известно – песнь любви, высшая степень признания в любви.
«Симпозиум» датирован примерно 385–370 годами до н.э. Он изображает дружеское состязание в форме импровизированных речей во славу Эроса, бога любви и желания, произносимых группой знатных людей на банкете. Банкет как часть симпозиума проходит в доме трагика Агатона (Агафона) в Афинах. Обстановка способствует откровенности. У каждого персонажа на заданную тему существует своя теория. В пяти частях «Серенады» семеро выдающихся мужчин, запечатлённые Леонардом Бернстайном, делятся мнениями, спорят и доходят до ссоры, объясняя, что для них любовь.
Эту программу, в которой прозвучат сочинения нечасто, а то и впервые исполняемые, представят вместе с оркестром дирижёр
Михаил Леонтьев и скрипач
Сергей Поспелов. Они лауреаты многочисленных престижнейших российских и международных конкурсов, получившие прекрасное образование: Леонтьев в Санкт-Петербургской, Поспелов – в Московской государственных консерваториях в классах выдающихся педагогов.
По результатам конкурса, проведённого Министерством культуры Российской Федерации в 2017 году, Михаил Леонтьев вошёл в список 90 молодых деятелей культуры, лучших участников базы кадрового потенциала Министерства культуры РФ.
Сергея Поспелова называют одним из самых перспективных молодых музыкантов своего поколения. В 2017 Сергей создал камерный оркестр, который получил название «Московский камерный оркестр». С ним он выступает и как солист и как дирижёр. Музыкант постоянно сотрудничает с Московским международным домом музыки Владимира Спивакова и является артистом радио «Орфей».