Выдающийся советский и российский дирижёр Александр Николаевич Лазарев, народный артист РСФСР (ныне России), объединил в одной программе трёх композиторов, сыгравших огромную роль в истории русской музыки – это Милий Балакирев, Сергей Ляпунов, Александр Глазунов. Выбор Маэстро неслучаен – их творчество было связано между собой. Ляпунов был последователем идей Балакирева, которые он провозгласил в своём кружке «Могучая кучка», и считал себя его учеником. От учителя Ляпунов перенял интерес к русскому фольклору – в его творчестве это нашло своё отражение. Глазунов начинал как композитор русско-национальный, но постепенно его стал интересовать не только русский народный стиль, но и академический, европейский, что тоже оказалось близко Ляпунову. Кстати, одно время они вместе преподавали в Санкт-Петербургской консерватории.
Милий Алексеевич Балакирев интересовался не только русским фольклором. После поездки на Кавказ он написал фортепианную фантазию на мотив традиционной кавказской плясовой «Исламей». Это очень сложное в техническом отношении сочинение. Морису Равелю захотелось «переиграть» Балакирева и написать ещё более трудную хотя бы одну пьесу в сюите «Ночной Гаспар». Пусть их рассудят пианисты.
Дважды фантазия была оркестрована: Альфредо Казеллой, незадолго до смерти Балакирева, и Сергеем Ляпуновым. Маэстро Лазарев исполняет фантазию в оркестровке Ляпунова.
Скрипичный концерт Сергея Ляпунова – прекрасный образец романтического концерта с его открытой лирикой, экспрессивностью. Он показывает, что не только русская народная музыка, которая прежде всего находилась в основе творчества композитора, вдохновляла его. Русский скрипичный концерт в начале XX века получает другое направление, находится в общеевропейском русле. И лучшие из этого жанра – концерты А.С. Аренского, А.К. Глазунова и С.М. Ляпунова. На стилистику Ляпунова, безусловно, оказал влияние Концерт Глазунова, написанный десятью годами раньше. Не слишком исполняемый Концерт Сергея Ляпунова живёт на концертной эстраде, благодаря таким музыкантам, как Елена Ревич.
Она не только лауреат многочисленных престижных конкурсов и фестивалей, не только играет с лучшими оркестрами под управлением знаменитых дирижёров. Елена – лауреат Молодежной премии «Триумф», автор идеи и художественный руководитель фестиваля «Музыка на воде», автор идеи и солистка Оперы для скрипки и учёного «Галилео», поставленной в Электротеатре «Станиславский».
Третья симфония Александра Константиновича Глазунова – логическое завершение программы. Композитор, дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории, её директор. Народный артист Советской Республики. По музыкальным убеждениям сначала был преемником Балакирева, восприняв русский национальный стиль вместе с эпикой Бородина. На переломе 90-х ему стал близок лиризм Чайковского, романтизм западных композиторов. Третья симфония как раз и стала символом перелома музыкальных взглядов Глазунова. По настроению, по концепции целого, по характеру каждой части она напоминает Четвёртую симфонию Петра Ильича. Музыка Чайковского, которому посвящена Третья симфония, стала образцом для Глазунова.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)