Рихард ВАГНЕР… Трудно найти композитора, вокруг которого велись бы столь же ожесточённые споры, как вокруг этого Мастера. Он был признан крупнейшим реформатором оперного искусства, но далеко не сразу, потому что его оперы – это не просто оперы, это оперы-драмы. Он сделал то, что до него не делал никто: осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал, музыки и слова. И понимая, что этот принцип требует пояснения, он писал статьи: «Искусство и революция», «Опера и драма», «Художественное произведение будущего», «Обращение к друзьям». В его операх нет разделённых арий, дуэтов, квартетов, оркестровых номеров – музыка течёт единым потоком.
Источником вдохновения оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» послужила нюрнбергская хроника XVII века о правилах в цехах различных ремесленников, в том числе, мастеров пения, поэтов и певцов. Идея оперы – столкновение вдохновенного искусства и рутины. Увертюру автор скромно обозначил как Прелюдию. Но именно в Прелюдии благодаря множеству лейтмотивов и их взаимодействию утверждается идея о нераздельности мастерства и вдохновения.
Ференц ЛИСТ…
«Не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая», сказал о нём российский художественный и музыкальный критик, историк искусств, библиограф, архивист, общественный деятель конца XIX века Владимир Стасов.
Феноменальный пианист и дирижёр Ференц Лист родился в семье музыканта-любителя, смотрителя овчарни в имении князя Эстергази. Талант мальчика родителями был замечен рано, и его начали учить игре на фортепиано, но неожиданная ранняя смерть отца и случившееся тяжёлое материальное положение привели к тому, что юноша, вместо того, чтобы заниматься только музыкой, начал интересоваться идеями утопического и христианского социализма, политикой, даже написал «Революционную симфонию» (не до конца) и фортепианную пьесу «Лион» с эпиграфом «Жить, работая, или умереть, сражаясь» под впечатлением восстания ткачей. У него вышла серия статей на тему положения людей искусства и их существования в обществе. Но стал Лист известным и знаменитым, конечно, благодаря своему искусству пианиста, симфоническим поэмам и фортепианным концертам. Первый фортепианный концерт в нашей программе исполнит тоже удивительно талантливый юный пианист Иван Бессонов. Ему совсем немного за двадцать, а он уже завоевал такое количество наград за участие в многочисленных самых престижных международных конкурсах, что их перечисление занимает целую страницу. Только в конкурсе «Открытие года в классической музыке» он дважды становился лауреатом.
Венгерский композитор Бела БАРТОК как-то признался: «Вся моя музыка является в первую очередь делом чувства и инстинкта. Не спрашивайте меня, почему я написал так или иначе. На всё это можно дать лишь один ответ: как я чувствовал, так и писал. Пусть говорит сама за себя музыка. Надеюсь, она настолько ясна и сильна, что сумеет за себя постоять».
Барток был патриотом своей Родины, он любил её, но она не всегда отвечала ему взаимностью. Он уже достиг известности в других странах, в том числе в России, но в Венгрии его музыку не понимали. К тому же его обвиняли в антипатриотизме, поскольку он занимался исследованием народного творчества не только Венгрии, но и других стран. Когда гитлеровские войска вошли в Вену, и Австрия была присоединена к Германии, Барток с женой покинул Венгрию, и с большим трудом они добрались до Америки. Вписаться в новый образ жизни не получилось. Да ещё оказалось, что Бела тяжело болен. Ему помог материально дирижёр Сергей Кусевицкий, руководивший Бостонским симфоническим оркестром: несмотря на сопротивление композитора, он вручил Бартоку чек на 500 долларов – аванс за сочинение Концерта для Бостонского симфонического оркестра.
Концерт для оркестра – по сути симфония. Но в сочинении соблюдён принцип «соревновательности» жанра Концерта: большого оркестра – и инструментов групп оркестра. Концерт стал последним исполненным при жизни сочинением Белы Бартока. Дирижировал Сергей Кусевицкий.
Сегодня за пультом Михаил Леонтьев, художественный руководитель и главный дирижёр Сургутского Филармонического Оркестра, дирижёр Санкт-Петербургского Симфонического Оркестра, дирижёр Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
>
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. «Аллегро аппассионато» для виолончели с оркестром
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Нильсен. «Гелиос», увертюра для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром
Холст. «Планеты», симфоническая сюита
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Ключко, фортепиано (Москва)
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов