Традиционно первые концерты сезона мы посвящаем Арнольду Михайловичу Кацу, основателю Новосибирского академического симфонического оркестра и его первому художественному руководителю и главному дирижёру. 18 сентября ему бы исполнилось 98 лет.
В сентябре этого года оркестр обрёл нового художественного руководителя и главного дирижёра – предложение коллектива принял Димитрис Ботинис, победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса дирижёров им. Антонио Педротти (Италия, 2006), лауреат первой премии I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011). В 2021 году стал лауреатом премии Президента России для молодых деятелей культуры за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность.
Димитрис родился в Москве в семье известного греческого дирижёра Димитриса Ботиниса-старшего, у которого брал первые уроки дирижирования. Как скрипач окончил консерваторию в Патрах (Греция). Искусство дирижирования постигал под руководством профессора Юрия Симонова на мастер-курсах в Венгрии, затем в Санкт-Петербургской консерватории, которую окончил с отличием в 2011 году.
В послужном списке молодого дирижёра – сотрудничество с ведущими оркестрами России, с Санкт-Петербургским Домом музыки, гастроли в Южной Корее и странах Европы. Несколько лет Ботинис возглавлял Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии.
Впервые с нашим оркестром Димитрис выступил в сезоне 2019/20.
Александр Ключко родился в городе Саранске в 2000 году, в шесть лет стал учеником музыкальной школы по специальности «фортепиано», в восемь начал участвовать в конкурсах – сначала в школьных, городских, республиканских. В 2011 году завоевал первую награду – на Всероссийском конкурсе «Серебряная лира» (Пенза). Александр получил образование в Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, в Высшей школе музыки им. Альфреда Корто в Париже, в Московской государственной консерватории (класс профессора Павла Нерсесьяна). Он выступал с лучшими оркестрами России и не только, давал сольные концерты в нашей стране, во Франции, Швейцарии, Италии, Испании. Перечисление международных конкурсов, в которых он стал победителем, может занять целую страницу. Первый Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В. Рахманинова (Москва), лауреатом которого стал Александр, проводился в июне 2022 года впервые.
Первый Фортепианный концерт Бетховена, можно сказать, открывает новую страницу классической музыки.
Людвиг ван Бетховен был великим реформатором. Инструментальный концерт он приблизил к симфонии по масштабу и глубине идей, по богатству образов и тематической разработке. К сожалению, его нововведения не сразу привели к успеху не только у слушателей, но и у музыкантов. И только благодаря усилиям Мендельсона, Клары Вик, Листа его концерты, наконец, зазвучали. Первому Фортепианному концерту как раз посчастливилось с самого начала – он ещё не слишком вступил в противоречие с венской традицией, и к тому же Бетховен сам выступал в своих «академиях». Как пианист он всегда вызывал живой интерес у публики.
Александр Николаевич Скрябин не просто композитор. Он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. Он мечтал создать действо, соединяющее музыку, танец, пение, архитектуру, живопись.
Третья симфония («Божественная поэма») была первым шагом к «Мистерии». Следующим должна была стать «Поэма экстаза», последний необходимый шаг к делу всей жизни. Он не успел осуществить мечту.
Сначала Скрябин решил, что Симфонии нужна программа. Но позже он отказался от неё, опасаясь, что музыка может быть неадекватна слову. Три части – три фазы развития человеческого духа. «Борения» – борьба между человеком – рабом личного Бога и могучим, свободным человеком, человеком-богом. «Наслаждения» – человек отдаётся радостям чувственного мира, и тогда-то из глубины его опьянённого существа поднимается сознание возвышенного, которое помогает ему преодолеть пассивное состояние. «Божественная игра» – дух, освобождённый, наконец, от всех уз, производящий вселенную одной лишь властью своей творческой воли и сознающий себя единым с этой вселенной, отдаётся возвышенной радости творчества – божественной игре.
Новосибирский академический симфонический оркестр Дирижеры – Наталья Базалева, Олег Бураков, Вячеслав Прасолов
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)