Пушкинская карта
Римский-Корсаков. Испанское каприччио
Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, ре минор
«Испанское каприччио» Николая Андреевича Римского-Корсакова – блестящая оркестровая сюита из пяти идущих без перерыва частей, рисующая картины природы, народных праздников, быта и характера испанцев. «Испанские темы преимущественно танцевального характера дали мне богатый материал для применения разнообразных оркестровых эффектов», писал композитор.
Сочинение впервые прозвучало в Петербурге 31 октября 1887 года под управлением автора. Чайковский назвал «Каприччио» величайшим шедевром. После концерта он преподнёс Римскому-Корсакову венок, на ленте которого было написано: «Величайшему мастеру инструментовки – от искреннего его почитателя».
Третий фортепианный концерт Сергея Васильевича Рахманинова, написанный летом 1909 года, – одна из вершин его творчества.
Концерт безупречен по ясности замысла и его воплощению, по стройности и законченности формы, по равновесию всех элементов. После исполнения Концерта восторженные критики писали: «Кто знает рахманиновскую лирику, кто привык к его манере вести мелодию, кто помнит его широкое, ясное фортепианное письмо, тот сразу найдёт все знакомые черты рахманиновского творчества в 3-м Концерте…»
«Первая тема моего 3-го Концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»!.. Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как её поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» оркестровое сопровождение», писал Рахманинов.
Концерт был написан в летнем доме в Ивановке. Поскольку одновременно создавались другие произведения, времени на репетиции не хватало. Сергей Васильевич собирался в концертное турне в США. На корабле он практиковался на картонной клавиатуре, которую взял с собой.
Концерт был впервые исполнен 28 ноября 1909 г. автором с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша. В России премьера состоялась в апреле 1910 года под управлением дирижёра Евгения Плотникова. Но настоящее признание пришло лишь в 30-е годы. Критики объясняли это новизной музыки.
Рахманинов был пианистом, не имеющим себе равных среди современников. Его исполнительский дар был поистине уникальным. Так как он был ещё композитором и дирижёром, его называли «божеством в трёх лицах». Для нас Сергей Васильевич Рахманинов – прежде всего композитор, написавший бессмертные симфонии и сочинения для фортепиано.
Солист Герман Уколов родился в 1988 г. в посёлке Маслянино Новосибирской области. В 2000 г. поступил в Новосибирскую специальную музыкальную школу, в класс заслуженного деятеля искусств России, профессора М.С. Лебензон, которая оставалась его педагогом до своего ухода из жизни, на протяжении его дальнейшего обучения – в Новосибирской государственной консерватории и ассистентуре-стажировке консерватории (закончил в 2021 г.).
Будучи студентом, Герман стал лауреатом нескольких всероссийских и международных конкурсов, дважды получал Премию Президента России . На счету молодого пианиста – гастроли во Франции, Германии, Италии, Болгарии, Украине, Китае; он сотрудничал с такими дирижёрами как Г. Ринкявичус, В. Зива, Е. Бушков, Х. Эрл, М. Щербаков, С. Оселков и другие.
Уколов неоднократно участвовал в концертах Международного благотворительного фонда В. Спивакова.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Герман Уколов, фортепиано
Дирижёр – Рустам Дильмухаметов