Василиса Бержанская : Да, я всегда была Пепита-Дьяболо

27 ноября 2023

Буквально по следам третьего сезона «Большой оперы» команда ее лауреатов и финалистов во главе с дирижером Фабио Мастранджело, совершая победный тур по городам, приехала в Новосибирск. И этот концерт главных победителей, которые спели кто одну, кто две арии, практически сделала она — не лауреат, финалистка «Большой оперы» юная Василиса Бержанская, весь вечер не сходившая со сцены и выдавшая едва ли не дюжину оперных хитов, включая и арию Виолетты из вердиевской «Травиаты».

Эта самая «Пепита-Дьяболо» 2014-го года — конечно же, теперь уже совсем в другом статусе, другом амплуа и даже в другом голосе — провела в ноябре блистательный барочный концерт в новосибирском Государственном концертном зале имени Арнода Каца, воспользовавшись «окном» в своем плотном гастрольном графике. Всего за несколько дней до концерта она пела в Неаполе, в опере Россини «Магомет II», и уже меньше месяца остается до ее дебюта в опере Доницетти «Анна Болейн» в Берлине.

***

Чем же так привлекает музыка барокко, что в ней такого притягательного? Оказывается, очень многое. Начать с того, что жемчужина неправильной формы (таков перевод слова «барокко» с португальского) всегда более интересна, чем ее «правильные» стандартные собратья. Пожалуй, даже уникальна.  Хотя во времена безразличия и усредненности не так просто отыскать, распознать ее, просто заметить. И до сих пор она, музыка барокко, скорее прекрасная незнакомка в наших широтах, чем добрая знакомая. Несмотря на все усилия по преодолению этой ситуации, например, филармонического ансамбля ранней музыки Insula Magika Аркадия Бурханова, уже пятый десяток лет возделывающего необозримые поля старинной музыки, в том числе и барочной. Но для того, чтобы сформировалось ощутимое сообщество, для которого старинная музыка не будет пустым звуком, по-видимому этого недостаточно. Загадочная (в барокко и в самом деле очень много загадок и головоломок), таинственная, она к тому же опирается на действующую в те времена теорию аффектов (сегодня этот термин остался разве что в психиатрии).  В ней космический масштаб, сильные, пылкие, яркие, даже яростные чувства, страсти. Понятно, что выражают их не обитатели современных многоэтажек, а персонажи особенные —  рыцари, короли и цари, воины-герои, принцессы, но это уже тема для другого рассказа.

Барочная опера всегда — ярко выраженная индивидуальность. Это особый вид и уровень исполнительства, музыкальности, что и демонстрирует искусство Василисы Бержанской.  В одном из интервью она говорила, что ценность музыки этого периода для нее в силе тех эмоций, которые она в себе несет, — как самых чистых и прекрасных, так и крайне негативных. Каждая часть барочной арии, в опере или оратории, кантате — это своего рода состояние аффекта, высшая точка выраженных в музыке чувств. И ей безумно интересно все эти эмоции переживать на сцене.

***

Так что обращение нашей героини к музыке ХVIII столетия, той далекой эпохи совсем не случайно. Самое любимое, музыка, которой певица живет уже долгие годы, что увлекает ее с юных лет — это, несомненно, барокко, и это бельканто. Как кто-то из нас в юности постоянно слушает джаз, рок или поп-музыку, она слушала барокко, не представляя даже пока, во что это может вылиться. И уже благодаря судьбоносной встрече с одним из лучших барочных дирижеров нашего времени — Андреа Марконом и совместным работам с ним музыка барокко перестала быть для нее просто хобби, стала одной из специализаций, едва ли не основной. Хотя и вердиевский репертуар («Набукко» в Ковент-гарден, «Риголетто» в Театре Марио Дель Монако в Тревизо), и русская опера («Евгений Онегин», «Снегурочка»), не говоря уже о современной музыке, и французская лирическая опера («Фауст», «Вертер») тоже в работе. Уже совсем скоро, в начале следующего, 2024 года можно будет услышать и Кармен Василисы Бержанской.

С 2016 года она выступает как меццо-сопрано, развивая колоратурную технику, дарованную природой.  2016-й, кстати, год ее дебюта на сцене Большого театра в партии Деспины в «Так поступают все женщины» Моцарта. Но и прошлое голоса тоже не забыто. Понятно, что обладательнице премии Casta diva, названной по начальным словам наменитой и наисложнейшей для певиц-сопрано арии Нормы из оперы Беллини, невозможно отказаться от этой партии, — она исполнена Василисой Бержанской в этом году в спектаклях итальянских театров: Карло Феличе Генуи и затем в Болонье.

В сезоне 2018/2019 она дебютирует в барочном репертуаре — в оратории Вивальди «Триумф Юдифи» (Голландская национальная опера) и его же опере «Олимпиада» (Концертгебау, Амстердам).

Продолжение барочной практики происходит, как ни удивительно, в Новосибирске, хотя и не только. Здесь не ставятся, увы, оперы Вивальди или Генделя, такие постановки вообще редкость. Английскому композитору Генри Пёрселлу повезло более других. Его «Дидона и Эней» уже в третий раз звучит в стенах Новосибирского театра оперы и балета. Правда, справедливости ради надо сказать, что не каждая из премьер была показана зрителям. Одно из самых интересных и значительных исполнений, с приглашенными солистами из Европы происходило за закрытыми дверями, когда записывался диск «Дидоны» под руководством дирижера Теодора Курентзиса. Первое, по существу являвшееся концертным исполнением оперы, осуществлял тоже он.

В третьей же «Дидоне» 2020 года титульную партию на премьере исполняла Василиса Бержанская. С 2019 года она приглашенная солистка нашего театра, когда с радостью и готовностью откликнулась на предложение спеть здесь одну из своих «коронок» — Розину в «Севильском цирюльнике» Россини. Конечно же, на это были свои причины. Все же первым ее педагогом по вокалу в Ставропольском краевом музыкальном колледже была небезызвестная новосибирцам Татьяна Ворожцова, народная артистка РФ, примадонна Новосибирской оперы. Ее ученице, конечно, тоже захотелось спеть в сибирском театре, у нее это получилось и продолжается по сию пору.

И вот уже второй барочный концерт проводит певица в Новосибирской филармонии. Первый состоялся в ноябре 2021 года, в необычном проекте под названием «Барокко — бельканто — Шекспир» музыка объединялась со словом, опера с драматическим искусством. Сонеты Шекспира читал актер Вячеслав Манучаров, оркестром «Новосибирская камерата» дирижировал Николай Цинман, специально для участия в проекте приехали столичные специалисты по барокко и скрипач оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин. Концерт затем повторили в одном из лучших залов страны — Большом зале Московской консерватории (за дирижерским пультом на этот раз находился Михаил Симонян), и получили немало самых высоких и лестных отзывов. Солистку называли наследницей звезд барочного исполнительства: темпераментных, ярких, виртуозных Чечилии Бартоли (Италия) и Симоны Кермес (Германия), превращающих порой на своих концертах барокко в рок, и отдавали предпочтение сверхновой звезде, отмечая точность и строгость ее барочных интерпретаций.

Подробнее - в сюжете

Наверх