ИРИНА УСТИНОВА: ФЕСТИВАЛЬ «СТРУНЫ СИБИРИ» ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ДЛЯ НАРОДНЫХ ОРКЕСТРОВ

16 апреля 2024

В Концертном зале имени А.М.Каца в Новосибирске стартует VI Международный фестиваль «Струны Сибири». О том, что ждет зрителей и что делается для продвижения оркестров народных инструментов, рассказала Евгении Кривицкой (ЕК) генеральный директор Новосибирской филармонии Ирина Устинова (ИУ).


ЕК Фестиваль называется «Струны Сибири», но, судя по программе, кажется, что он «перерос» региональный формат. Только в этом году много гостей из разных регионов и даже стран, или так было с самого начала?

ИУ С момента своего рождения фестиваль сразу стал популярен и среди слушателей, и среди музыкальных коллективов. Участников всегда много, но в первые годы собирались музыканты только из России. В 2020 году к нам присоединились исполнители из других стран, «Струны Сибири» стали по праву называть международным музыкальным событием. К примеру, в прошлом году честь торжественного закрытия принадлежала сводному оркестру Сибири, коллективам Беларуси и Казахстана. В программе также были выступления музыкантов Урала, Республики Бурятия, Республики Башкортостан.

ЕК Уровень исполнительства и качество репертуара народных оркестров за последние десятилетия резко выросли. Но по-прежнему в академической среде им сложно конкурировать с симфоническими. Почему складывается такая ситуация?

ИУ Вы задали очень актуальный вопрос. С одной стороны, мы живем в такое время, когда сильны патриотические настроения. Россияне, мне кажется, стали больше думать и говорить о Родине, любви к своей стране и народу. И в этом смысле, конечно, русские народные инструменты приобретают особый смысл. Сейчас именно тот момент, когда необходимо уделять внимание и народной музыке, и национальным коллективам.

Но, с другой стороны, делать это невероятно сложно. Конкуренция с симфонической музыкой и другими жанрами существует, и она очень сильная. Исторически так сложилось, что филармонические залы в России всегда больше занимались продвижением именно академической музыки. Хотя никто не говорит о том, что национальной музыки не было в репертуаре: она была, и сегодня есть, но ее гораздо меньше, чем симфонической.

Даже сейчас в Новосибирской филармонии симфонических концертов гораздо больше, чем выступлений, например, Русского академического оркестра. Новосибирский академический симфонический оркестр играет больше сотни концертов в год, а Русский – несопоставимо меньше.

Русский академический оркестр

Причина еще и в том, что молодых людей сложно привлечь на концерт, например, Русского академического оркестра. Нужно тщательно продумывать, как преподнести такое выступление будущим слушателям, что показывать, рассказывать. Не будем скрывать, существует предвзятое отношение у детей, молодежи к народным инструментам: балалайка – это старомодно, неинтересно.

Все это является следствием многолетнего недостаточного внимания к продвижению национальных инструментов, народного искусства, превалирования концертов других жанров. В результате мы получили поколение людей, которое относится к такой музыке с непониманием. Сегодня перед нами стоит важнейшая задача – преодолевать сложившийся стереотип. Рассказывать молодежи всеми возможными и понятными им способами о том, насколько интересны и важны народные мелодии, коллективы и инструменты.

ЕК Как привлекать молодежь? Играть джаз на волынке или рожке?

ИУ Да, и джаз тоже. Здесь все варианты хороши, тем более что получается действительно интересно. Существует множество примеров, когда на русских народных инструментах превосходно исполняют музыку из кинофильмов, рок, джаз. И подобные концерты в репертуарах должны быть обязательно для привлечения новой аудитории. Главное, чтобы они не стали превалирующими в репертуаре коллектива. Все хорошо в меру.

ЕК Что интересного в сфере народного исполнительства происходит в Новосибирской филармонии за рамками фестиваля «Струны Сибири»?

ИУ У Русского академического оркестра Новосибирской филармонии, помимо проведения международного фестиваля «Струны Сибири», есть свои абонементные и неабонементные программы, которые представляют достаточно широкий спектр музыкальных жанров. Это и традиционные концерты с участием солистов-вокалистов, инструменталистов. И специальные программы для детей, семейного посещения – такие концерты пользуются особым спросом. К примеру, по воскресеньям на выступлениях Русского академического оркестра родители с детьми не просто слушают музыку, а еще и сказку в исполнении чтеца. Одновременно на большом экране, который установлен на сцене, транслируется тематическая графическая зарисовка, например, со сказочными героями, песочное шоу или что-то еще. Вспомогательный визуал увлекает маленьких непосед, способствует детскому восприятию.

Помимо Русского академического оркестра, у нас есть Фольклорный ансамбль «Рождество». Этот коллектив представляет традиционное русское искусство. В его репертуаре – народные песни, в том числе собранные в Сибири, которые исполняются исключительно в традиционной манере. У этого коллектива есть своя публика, и очень отзывчивая, поэтому концерты проходят при аншлагах.

В Новосибирской филармонии также работает замечательный ансамбль «Белые Росы», который, скажем так, работает в «русском стиле». Хотя это вокально-инструментальный ансамбль с преобладанием эстрадного репертуара, но большинство выступлений происходит с опорой на народную песню.

Вокально-инструментальный ансамбль «Белые Росы»

ЕК В программе фестиваля указана мировая премьера. Является ли это традицией фестиваля?

ИУ Исполнять мировую премьеру на музыкальных фестивалях в Новосибирске стало уже традицией. Хороший тон здесь задает Транссибирский Арт-Фестиваль, чей художественный руководитель Вадим Репин специально заказывает новые произведения современным композиторам.

На концертах «Струн Сибири» с первого фестиваля тоже звучат такие композиции. Например, именно в Новосибирске впервые сводным оркестром была исполнена третья часть «Славянского концерта» Александра Цыганкова.

Для шестого народного форума мы специально пригласили к сотрудничеству нашего земляка, давнего друга Русского академического оркестра Григория Зайцева, чтобы создать произведение, посвященное фестивалю. Работа над сочинением началась, но в декабре прошлого года ушел из жизни Владимир Гусев. Именно ему «Струны Сибири» обязаны своим рождением. Конечно, это оказало большое влияние на композитора. В итоге произведение «У русла ледяной Оби» приобрело совершенно другой лейтмотив, став посвящением памяти Владимира Поликарповича.

В этом году впервые в истории фестиваля выступления пройдут за пределами стен площадок Новосибирской филармонии. Причина – большой интерес к программе жителей региона. Мы работаем со всеми районами Новосибирской области, но абсолютно везде участники фестиваля выступить не смогут. Краснообск и Бердск – наиболее активные локации, где всегда с готовностью и вниманием принимают филармонические коллективы. Артистам важны полные залы, доброжелательная атмосфера, отзывчивые слушатели. Кроме того, здесь существует вся инфраструктура, чтобы принять и провести концерты полноценных оркестров, ансамблей.


Справка

Международный фестиваль «Струны Сибири» проходит по программе Национального проекта «Культура» при поддержке Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области. Выступления Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г.Зыкиной и Ансамбля народной песни и танца «Воронежские девчата» состоятся в рамках проекта «Мы – Россия» Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации, реализуемого ФГБУК «Росконцерт».

Подробнее - в сюжете


Наверх