В рамках «Россия. Музыка. Сибирь»
Известный пианист Александр Романовский подарит для кого-то первое знакомство, для кого-то очередную встречу с «Гольдберг–вариациями», которые Иоганн Себастьян Бах написал в 1741 году. Это произведение служит неоспоримым доказательством того, что творения гения – всегда вне времени.
«Гольдберг-вариации» – одно из самых завораживающих и загадочных сочинений эпохи барокко, которое иногда называют «энциклопедией баховского стиля». Музыковеды гадают над историей его создания, видят в нем «свидетельство пророческих способностей Баха», якобы он предвидел и показал, какой будет музыка грядущих веков. Одни в ней отчетливо слышат будущих Шопена и Шумана, другие – Дебюсси и Прокофьева. Кто-то из исследователей утверждает, что эта музыка создана специально для слушателей XXI века, у которых «клиповое сознание» доминирует, и невозможно в течение часа воспринимать «одно и то же», а «Вариации» построены таким феноменальным образом, что «современный мозг» абсолютно не устает, а получает «пищу» для ума. В современной художественной литературе и кинематографе это сочинение неоднократно «цитируется». Например, в фильме «Молчание ягнят» доктор Ганнибал Лектер под «Вариации Гольдберга» совершает побег из тюрьмы в Мемфисе, а в фильме Алена Карно «Страх и трепет» тема из «Вариаций» звучит в качестве саундтрека, можно их услышать и в одном из сезонов «Секретных материалов».
Само появление на свет этого произведения тоже окутано рядом легенд. По одной из версий, которую «озвучил» первый биограф композитора Иоганн Форкель, вариации были написаны по заказу страдавшего от бессонницы российского дипломата в Саксонии фон Кейзерлинга. В путешествиях графа сопровождал Иоганн Теофиль Гольдберг – юный виртуоз-клавесинист и ученик Баха, которому и выпала миссия исполнять сочинение по ночам. Эффект от этого был весьма положительный, заказчик оказался очень доволен и выплатил солидный гонорар, а за названием произведения закрепилось имя Гольдберга.
«Гольдберг–вариации» создавались для клавесина с двумя мануалами (клавиатурами). С XIX века лишь самые «отважные» пианисты включают их в свой репертуар. Произведение считается технически очень сложным для исполнения: сыграть на одной клавиатуре то, что писалось для двух – планка, которую может взять только виртуоз. Александр Романовский, чей исполнительский талант покорил публику практически всего земного шара, представит свое прочтение баховского творения.
Александр Романовский – пианист с мировым именем. Он родился в СССР, учился и работал в Европе, гастролировал по всему миру. В 1995 году, в одиннадцать лет выступал на одной сцене вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. В 1996 г. удостоен Гран-при на Международном конкурс юных пианистов Владимира Крайнева, а с 2014 года возглавил этот конкурс, став художественным руководителем. В пятнадцать лет, как Моцарт и Россини, получил звание Почетного академика Болонской филармонической академии за исполнение «Гольдберг-вариаций» И.С. Баха, а спустя семь лет играл в папской резиденции для папы римского Бенедикта XVI. На 54-й церемонии «Грэмми» был номинантом в одной из классических категорий.
В творческой биографии музыканта выступления с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением В. Гергиева, Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнёва, Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, а также Королевским филармоническим оркестром, Английским камерным оркестром, Оркестром Халле, Штутгартским филармоническим оркестром, Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Чикагским симфоническим оркестром и другими известными коллективами.