Внимание к акустике

2 сентября 2011
Ведомости Законодательного собрания
Новосибирской области
Автор: Ирина Тимофеева 9 сентября филармония на ярмарке-презентации представит публике 75-й концертный сезон. Но особо мажорных настроений юбилей, увы, пока не вызывает. Смещение сроков сдачи в эксплуатацию большого концертного зала ставит под вопрос и время проведения праздничных мероприятий, и факт организации в Новосибирске большого музыкального фестиваля «Crescendo». «Мы очень надеемся, что главным событием юбилейного года будет появление в Новосибирске большого концертного зала, в котором сможет нормально работать симфонический оркестр. И в котором знаменитые музыкальные произведения будут звучать так, как они должны звучать, а не в исправленном акустикой варианте», — накануне открытия сезона поделился с журналистами директор Новосибирской государственной филармонии Александр Назимко. Напомним, что недавно на стройплощадке большого концертного зала побывал полномочный представитель Президента в СФО Виктор Толоконский и объяснил отставание от установленных сроков (здание планировалось возвести в 2010 году) «плохой организацией и пренебрежительным отношением к важнейшему объекту этого года». Заместитель директора филармонии, главный инженер Юрий Ветров разделяет такие оценки. Только 11 процентов средств этого года из запланированных на строительство освоены к настоящему моменту. Новый временной рубеж, поставленный перед строителями, — 1 августа 2012 года, но если вникать в суть строительных проблем, то и этот срок окажется невыполнимым, считает Юрий Васильевич. «Я очень боюсь, что начнётся форсирование, — высказался Александр Назимко на этот счёт. — А для нас крайне важно, чтобы строительство велось с соблюдением всех норм, без ущерба для потребительских качеств зала, прежде всего акустики». Пока же тема концертного зала остаётся больше строительной, чем музыкальной, филармония ищет варианты расширения присутствия. «География наших концертов крайне узка. Я имею в виду прежде всего город. Практически все районы области сегодня охвачены нашими концертами, — отметил Александр Геннадьевич. — В городе же только половина районов имеет концертные площадки. Это не чья-то вина или злой умысел. Но у жителей Первомайского района, практически всего левобережья почти нет возможности посещать концерты академической музыки. Это неприемлемое положение дел». Постепенно Новосибирская филармония приучает слушать свои коллективы в разных точках города. В этом году к традиционным площадкам добавится ещё несколько: будут открыты абонементы в ДК «Энергия», где зал славится хорошей акустикой, в Пашино, а также в музыкальных школах № 2 и № 8. Что касается других абонементов нынешнего сезона, то они останутся в привычном виде, без больших изменений. «Не секрет, что если у нас появится большой новый зал — сейчас речь идёт даже не о дате, а о принципе, — он резко поменяет структуру наших концертов и содержание абонементов», — уверен художественный руководитель филармонии Владимир Калужский. Тем не менее филармонии и в этом сезоне предстоит организовать несколько крупных фестивальных проектов и событий. Международный день музыки, который отмечается 1 октября, например, будет ознаменован приездом в Новосибирск Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. «Фестиваль русской музыки “Покровская осень” пройдёт в октябре, — анонсирует Владимир Михайлович. — Мы делаем с симфоническим оркестром программу, посвящённую Эдуарду Артемьеву. Особый смысл для нас имеет программа 18 октября. Она достаточно многосоставна и посвящена 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Прозвучит музыка сибирских композиторов, в частности сочинение Юрия Юкечева на стихи Ломоносова и фрагменты нового сочинения — оперы Андрея Кротова “Дня не было, числа тоже” по “Запискам сумасшедшего” Гоголя. Во втором отделении мы предлагаем познакомиться с работой “Лаборатории новой музыки” Новосибирской консерватории, которая покажет “Историю солдата” Стравинского. Нам вообще хотелось бы в этом году немного освежить традиционный репертуар филармонии и сдвинуть стрелку ближе к нашему времени, к музыке XX и XXI столетия». Через несколько дней «Покровская осень» сменится международным джазовым фестивалем с разнообразной программой, в декабре ценителей музыки ждёт музыкальная часть Рождественского фестиваля искусств, а в марте филармония планирует провести фестиваль «Территория красоты», который будет посвящён современной музыке. Но о судьбе ещё одного крупного фестиваля, «Crescendo», пока говорить сложно: незаконченная стройка мешает филармонии принять в Новосибирске этот фестиваль молодых исполнителей, арт-директором которого является заслуженный артист РФ Денис Мацуев. «Мы очень надеемся, что главным событием юбилейного года будет появление в Новосибирске большого концертного зала, в котором сможет нормально работать симфонический оркестр. И в котором знаменитые музыкальные произведения будут звучать так, как они должны звучать, а не в исправленном акустикой варианте», — накануне открытия сезона поделился с журналистами директор Новосибирской государственной филармонии Александр Назимко. Напомним, что недавно на стройплощадке большого концертного зала побывал полномочный представитель Президента в СФО Виктор Толоконский и объяснил отставание от установленных сроков (здание планировалось возвести в 2010 году) «плохой организацией и пренебрежительным отношением к важнейшему объекту этого года». Заместитель директора филармонии, главный инженер Юрий Ветров разделяет такие оценки. Только 11 процентов средств этого года из запланированных на строительство освоены к настоящему моменту. Новый временной рубеж, поставленный перед строителями, — 1 августа 2012 года, но если вникать в суть строительных проблем, то и этот срок окажется невыполнимым, считает Юрий Васильевич. «Я очень боюсь, что начнётся форсирование, — высказался Александр Назимко на этот счёт. — А для нас крайне важно, чтобы строительство велось с соблюдением всех норм, без ущерба для потребительских качеств зала, прежде всего акустики». Пока же тема концертного зала остаётся больше строительной, чем музыкальной, филармония ищет варианты расширения присутствия. «География наших концертов крайне узка. Я имею в виду прежде всего город. Практически все районы области сегодня охвачены нашими концертами, — отметил Александр Геннадьевич. — В городе же только половина районов имеет концертные площадки. Это не чья-то вина или злой умысел. Но у жителей Первомайского района, практически всего левобережья почти нет возможности посещать концерты академической музыки. Это неприемлемое положение дел». Постепенно Новосибирская филармония приучает слушать свои коллективы в разных точках города. В этом году к традиционным площадкам добавится ещё несколько: будут открыты абонементы в ДК «Энергия», где зал славится хорошей акустикой, в Пашино, а также в музыкальных школах № 2 и № 8. Что касается других абонементов нынешнего сезона, то они останутся в привычном виде, без больших изменений. «Не секрет, что если у нас появится большой новый зал — сейчас речь идёт даже не о дате, а о принципе, — он резко поменяет структуру наших концертов и содержание абонементов», — уверен художественный руководитель филармонии Владимир Калужский. Тем не менее филармонии и в этом сезоне предстоит организовать несколько крупных фестивальных проектов и событий. Международный день музыки, который отмечается 1 октября, например, будет ознаменован приездом в Новосибирск Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. «Фестиваль русской музыки “Покровская осень” пройдёт в октябре, — анонсирует Владимир Михайлович. — Мы делаем с симфоническим оркестром программу, посвящённую Эдуарду Артемьеву. Особый смысл для нас имеет программа 18 октября. Она достаточно многосоставна и посвящена 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Прозвучит музыка сибирских композиторов, в частности сочинение Юрия Юкечева на стихи Ломоносова и фрагменты нового сочинения — оперы Андрея Кротова “Дня не было, числа тоже” по “Запискам сумасшедшего” Гоголя. Во втором отделении мы предлагаем познакомиться с работой “Лаборатории новой музыки” Новосибирской консерватории, которая покажет “Историю солдата” Стравинского. Нам вообще хотелось бы в этом году немного освежить традиционный репертуар филармонии и сдвинуть стрелку ближе к нашему времени, к музыке XX и XXI столетия». Через несколько дней «Покровская осень» сменится международным джазовым фестивалем с разнообразной программой, в декабре ценителей музыки ждёт музыкальная часть Рождественского фестиваля искусств, а в марте филармония планирует провести фестиваль «Территория красоты», который будет посвящён современной музыке. Но о судьбе ещё одного крупного фестиваля, «Crescendo», пока говорить сложно: незаконченная стройка мешает филармонии принять в Новосибирске этот фестиваль молодых исполнителей, арт-директором которого является заслуженный артист РФ Денис Мацуев.

Наверх