Прирастая Сибирью

14 апреля 2009
Днем раньше эта же симфония в исполнении музыкантов из Новосибирска прозвучала в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В программе также был Концерт № 2 для виолончели с оркестром Д. Шостаковича (солист Александр Князев).

Накануне московского концерта состоялась встреча журналистов с Г. Ринкявичюсом, В. Репиным, а также руководителями оркестра и Новосибирской филармонии.

Г. Ринкявичус: «Я второй сезон работаю главным дирижером Новосибирского оркестра. За это время произошли большие изменения, с некоторыми музыкантами пришлось расстаться. Но это творческая жизнь, и без обновления тоже невозможно. Идет время, многое меняется. Оркестр — большой коллектив, в котором все бывает. Но я постоянно помню, что руковожу оркестром, который основал А.М. Кац и руководил им 50 лет. И моя задача, и задача оркестра, чтобы те высокие художественные качества, которые воспитал в нем маэстро Кац, развивать и дальше. Мы приехали в Петербург и в Москву, чтобы доказать: оркестр находится в хорошей форме».

В. Репин: «Я не играл с этим оркестром 5 лет. Последний раз — еще с А.М. Кацем на открытии сезона 2004–2005. И в программе тоже был концерт Сибелиуса. Для меня это очень дорогие воспоминания. А в Москве мы вместе с оркестром выступаем впервые. В оркестре играют замечательные музыканты, со многими из них я вместе учился. Так что, думаю, поддержка «с тыла» мне обеспечена, но все равно очень волнуюсь. С маэстро Ринкявичюсом мы выступали один раз 15 или 17 лет назад, здесь у нас только одна репетиция, но контакт быстро возобновился. Я надеюсь, что у нас получится музыкальный диалог, и очень жду этого выступления».

А. Назимко, директор Новосибирской филармонии: «Для нас эти гастроли очень важны, т.к. мы хотим показать, что оркестр развивается, что он нацелен на будущее, и в то же время сохраняет то реноме, которое зарабатывал многие годы А.М. Кац. Все понимают, как трудно было организовать эти гастроли в наше сложное время, но тем большее внимание мы им уделяем, тем ответственнее к ним подходим».

Л. Крокушанский, директор оркестра: «Для нас концерты в Петербурге и Москве — основополагающее событие сезона. Когда-то Новосибирский оркестр 18 лет подряд открывал сезон в Ленинградской филармонии. Потом изменилось время, экономические условия. И вот мы выступаем в столицах после долгого перерыва и, конечно, все время вспоминаем, с каким пиететом А.М. Кац относился к концертам на этих сценах. Для нас также очень важно, что с оркестром выступит В. Репин, коренной новосибирец, которого мы помним совсем юным, «в коротких штанишках».

Оркестр молодой, средний возраст — около 35 лет. Есть и те, кто работает по 30 и более лет. Мы активно привлекаем молодых музыкантов. В Новосибирской консерватории традиционно сильный оркестровый факультет. У нас мощная струнная группа, есть проблемы с духовиками, но и они решаемы».

На вопрос об увековечении памяти А.М. Каца ответил А. Назимко: «Когда будет готов новый концертный зал, о котором так мечтал маэстро, то филармония обязательно выйдет с предложением назвать этот зал именем Арнольда Михайловича. В нем будет мемориал А.М. Каца, а на площадке перед театром, возможно, появится какой-то памятник. Сейчас изготавливается памятная доска, которая будет установлена на доме, где жил А.М. Кац в течение многих лет. Что касается присвоения имени дирижера какой-то улице или площади Новосибирска, то я думаю, что уже существующие переименовывать не стоит, как и называть именем маэстро какой-нибудь переулок на окраине. Но если будет серьезное строительство в престижных районах, появятся новые проспекты, то мы будем настаивать, чтобы одному из этих проспектов присвоили имя А.М. Каца».

Хотелось бы, однако, спросить: неужели на изготовление мемориальной доски в память о выдающемся музыканте требуется более двух лет (а именно столько прошло со времени ухода маэстро из жизни)? И почему бы все-таки не переименовать в честь А.М. Каца, например, Коммунстроевскую, Автогенную, Большевистскую или еще какую-нибудь улицу Новосибирска с таким же режущим слух названием? Думается, что он это заслужил.

…Три года назад, после выступления НАСО под управлением А. Каца на I Фестивале симфонических оркестров мира в Москве, «Музыкальное обозрение» писало: «По слухам, Новосибирский оркестр выбрал сам Президент. Впрочем, можно только согласиться с таким выбором: оркестр, входящий в тройку лучших нестоличных коллективов (Новосибирск, Екатеринбург, Казань); оркестр, заслуживающий полное право быть в той «великолепной пятерке», которая собралась на фестиваль в Москве.

Москва увидела один из самых громких триумфов Новосибирского оркестра и Арнольда Каца, а за кадром остались 50 лет. (…) В финале концерта, на «бис» прозвучал знаменитый Гавот из Классической симфонии Прокофьева. Прозвучал без дирижера. А в лукавом взгляде маэстро Каца можно было прочитать: «Конечно, они могут и без меня. Но потому, что я это создал»…

И будто в продолжение прозвучали слова Л. Крокушанско-го: «Я вспоминаю последний разговор с Арнольдом Михайловичем, когда я ему сказал: вот уйдете Вы на пенсию, и оркестр просуществует по инерции максимум полгода. Мы действительно не представляли, что наш оркестр сможет существовать без Каца. Но оркестр живет, дело Арнольда Михайловича продолжает маэстро Ринкявичюс. Вчера в Питере был триумф. Я не хочу опережать события, но надеюсь, что и в Москве оркестр выступит достойно».

Удивительное совпадение: оркестр привез в Москву ту же Пятую симфонию Чайковского, с которой последний раз выступал в столице на том памятном фестивальном концерте 8 июня 2006. Но ощущение значительности момента и избыток эмоций, возможно, в какой-то степени помешали новосибирцам: если В. Репин был безупречен, то оркестр звучал временами чересчур пышно и помпезно (особенно в симфонии Чайковского). Так что на сей раз, пожалуй, обошлось без триумфа. Но вместе с тем коллектив, несомненно, подтвердил репутацию одного из двух (наряду с Уральским филармоническим) лучших симфонических оркестров «остальной России».
Павел Райгородский, «Музыкальное обозрение»

Наверх