Бабаджанян. Концерт для скрипки с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы»
Планируется онлайн-трансляция
Арно Бабаджанян… Совершенно точно, каждый более или менее взрослый слушатель знает, что это он написал замечательные песни на стихи прекрасных советских поэтов: «Сердце на снегу», «Не спеши», Верни мне музыку», «Будь со мной», «Благодарю тебя» и ещё, ещё... Но далеко не каждый, даже профессионально имеющий к музыке отношение человек, знает, что есть другие сочинения Арно Арутюновича: пьесы для струнного ансамбля, музыка для балетных миниатюр, концерты для виолончели, фортепиано и скрипки с большим симфоническим оркестром, хоровые полотна, произведения для фортепиано. За «Три фортепианные пьесы» он получил 5-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге ещё в 1947 году.
Арно родился в Ереване в 1921 году, начал там учиться, продолжал музыкальное образование в Москве, возвращался в Ереван, но в конце концов окончательно поселился в Москве. Он получил звания народного артиста Армянской ССР и СССР, был дважды награждён Государственной премией Армянской ССР (второй раз посмертно), Сталинской премией III степени, орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Его «серьёзные» сочинения исполняли Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Лев Власенко. Но в отличие от безусловно прекрасных песен его не менее замечательные сочинения в других жанрах не были особенно востребованы. Более того, изумительно красивый Концерт для скрипки после своего первого исполнения Леонидом Коганом в 1949 году и записи на грампластинку фирмой «Мелодия» в 1972 году Вилли Моцакяном и Государственным симфоническим оркестром Армянской ССР под управлением Михаила Малунцяна вообще, как будто исчез.
Его не так давно нашёл Гайк Казазян, в исполнении которого он прозвучит в этой программе. Скрипач – солист Московской филармонии, лауреат многочисленных международных конкурсов, один из наиболее востребованных молодых музыкантов своего поколения. Его концерты транслировали телеканалы «Культура», Mezzo, Брюссельское телевидение, радиостанции BBC в Лондоне, «Орфей» и другие.
Гайк Казазян выступает в крупнейших залах мира, играет с лучшими российскими и зарубежными оркестрами, сотрудничает с всемирно известными дирижёрами и солистами.
Первая симфония Петра Ильича Чайковского («Зимние грёзы») – это воспоминания, представления, мечты, картины, возникающие в сознании дремлющего путника в тёплой кибитке, которая катится по безбрежной снежной пустыне. Первые две части конкретно программны – они получили названия: «Грёзы зимней дорогой», «Угрюмый край, туманный край». Третья часть, скерцо, без конкретного программного заголовка, тем не менее, рисует картину снежной метели и состояние героя, оказавшегося во власти стихии. А финал переводит содержание совсем в другую сферу. Это уже не мечтания и не переживания, а картина народного праздника, в котором герой, возможно, принимал участие, покончив со своими настроениями. «Вот это настоящая русская симфония, – писал рецензент после премьеры, – в каждом такте чувствуется, что её мог написать только русский человек».
За пультом – художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис, который в сентябре 2022 года занял этот пост. В прошлом сезоне он провёл гастроли оркестра в Москве (Концертный зал «Зарядье»), в Санкт-Петербурге (Концертный зал Мариинского театра, Государственная академическая капелла). Это были концерты в рамках «Дней культуры Новосибирской области».
В этом сезоне под управлением маэстро прошли гастроли в Тихвине, Великом Новгороде и Пскове под эгидой Года Рахманинова в России.
Среди абонементов Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис представляет новый абонемент: Абонемент Главного, четыре концерта.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Гайк Казазян, скрипка (Армения)
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Дирижер –
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Равель. Сюита № 1 из балета «Дафнис и Хлоя»
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Равель. Сюита № 1 из балета «Дафнис и Хлоя»
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Ведущая – Дарья Нехаева
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро