Абонемент №1а (2022–23) «Вечера с симфоническим оркестром-1»
Пушкинская карта
Элгар. Концертная увертюра «На юге (Алассио)» (Первое исполнение в Новосибирске)
«Энигма-вариации»
Чайковский. Симфония № 3
«Элгар в английской музыке занимает то же место, что Бетховен в немецкой», сказал Бернард Шоу, и это справедливо: ведь английская литературная школа к концу XIX века уже гордилась Ч. Диккенсом, У. Теккереем, Т. Харди, О. Уайльдом и самим Б. Шоу, и только благодаря Элгару начала возрождаться профессиональная музыкальная культура после почти двухвекового молчания.
Эдвард Элгар написал довольно большое количество сочинений в разных жанрах, но настоящую популярность ему принесли оратория «Сновидение Геронтиуса» и Вариации на оригинальную тему, впоследствии известные как
«Энигма-вариации» (лат. «энигма» значит «загадка»), оркестровое произведение из четырнадцати вариаций на оригинальную тему. Элгар посвятил свою работу «друзьям, изображённым внутри». Каждая вариация представляет собой музыкальный набросок одного из его родных и близких знакомых. Среди изображённых – жена, друг и издатель Дж. Джегер и сам Элгар. Каждая вариация содержит идею, связанную с конкретным человеком и с чем-то, что известно только автору и герою.
В 1899 году Элгар сочинил довольно энергичную тему, которая и стала начальной темой пьесы
«На Юге». Зимой 1904 года Эдвард отдыхал с семьёй в Италии, в Алассио (это юг страны). Он предполагал написать что-нибудь объёмное, симфонию, например, но атмосфера южного отдыха располагала к сочинению чего-то менее серьёзного. И появилась увертюра «На Юге (Алассио)».
Третья симфония Петра Ильича Чайковского тоже своего рода сюрприз – для публики, друзей-композиторов и для критиков: в ней не четыре, как принято, а пять частей, и её даже сравнивали с дивертисментом или сюитой. Это был своего рода эксперимент композитора, уже ставшего знаменитым. Кроме идеи сочинения и её воплощения от начала к финалу, было замечено и коллегами, и слушателями, что в Симфонии довольно много музыки, связанной с вальсом, полонезом. Но всё имеет своё объяснение, тем более, когда за пультом – маэстро
Владимир ПОНЬКИН, один из ведущих современных российских дирижёров, народный артист России, заслуженный деятель искусств России, дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», имеющий ещё множество других наград.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Дирижёр – Владимир Понькин (Москва)