Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Планируется онлайн-трансляция
Сергей Васильевич Рахманинов… Великий русский композитор. Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения модных в начале XX века направлений, в том числе импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.
В 1893 году он пережил большую личную трагедию: юношеское чувство к любимой девушке было отвергнуто. Этим настроением проникнуто сочинение для оркестра «Утёс». В партитуре была пометка: «Фантазия эта написана под впечатлением стихотворения Лермонтова «Утёс». И эпиграф гласил: Ночевала тучка золотая На груди утёса великана.
Но был ещё повод для создания «Утёса», что следует из того, что Рахманинов подарил Чехову экземпляр партитуры «Утёса» с надписью: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого служило программой этому музыкальному сочинению».
Четвёртый фортепианный концерт Сергея Васильевича Рахманинова – не самое популярное сочинение: его форма не очень чёткая, мелодия, кроме 2-й части, не столь яркая, как в предыдущих концертах. В обрамляющих 1-й и 3-й частях главное – просто виртуозность.
Во время создания Концерта Рахманинов слушал Гершвина, джаз, сам, отдыхая, играл джаз, был в курсе новых стилей – Бартока, Хиндемита, Стравинского, Шёнберга, и, конечно, эти влияния проникли в его творчество. Но всё-таки его музыку не спутаешь ни с чьей другой.
Четвёртый концерт исполнит наш новосибирский пианист, артист филармонии Герман Уколов. Он учился в классе легендарного педагога профессора Мэри Симховны Лебензон в Специальной музыкальной школе, затем в Новосибирской консерватории. Сейчас он обучается в ассистентуре–стажировке Московской государственной консерватории в классе профессоров Андрея Писарева и Николая Луганского.
В этой программе прозвучит ещё один инструментальный концерт – Концерт для гобоя с оркестром Богуслава Мартину. Этот чешский композитор, прославивший музыкальную культуру своей страны, родился в маленьком провинциальном городке Поличка в Богемии, которая тогда относилась к Австро-Венгрии. Его отец был сапожником и звонарём и любил театральные представления. Юноша был настолько талантлив, что после небольшой музыкальной подготовки поступил в 1906 году в Пражскую консерваторию в классы скрипки, органа и композиции. Потрясением для него стала музыка Клода Дебюсси, которую он услышал в концертах. Богуслав сказал себе, что он будет сочинять, подобно Дебюсси. Получив государственную стипендию, он уехал в Париж, где учился у известного композитора Альбера Русселя и познакомился с Артюром Онеггером и Александром Черепниным.
Он создал более четырёхсот произведений в разных жанрах. Концерт для гобоя и камерного оркестра был написан в 1955 году для чешского гобоиста, жившего в Австралии, Иржи Танчибудека (Танцибудека). Мартину решил написать максимально удобное произведение. Для этого он досконально изучил технику сочинений для гобоя, прослушав массу произведений.
В нашей программе Концерт исполнит Павел Чередниченко. У него два диплома: по специальностям «Ударные инструменты» и «Гобой». Он окончил Казанскую государственную консерваторию. С 2017 года является солистом АОРНИ им. Н.Н. Некрасова. Также с 2018 года Павел является концертмейстером группы гобоев в Российском национальном молодёжном симфоническом оркестре Московской филармонии. Он лауреат нескольких международных конкурсов, один из них –Международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах, который проходит в Московской консерватории.
Концерт завершит Первая румынская рапсодия Джордже Энеску.
Джордже Энеску, румынский композитор, скрипач и дирижёр, родился в селе Ливени Ботошанского уезда Румынии. Безусловно, он слышал игру румынских цыган, и его первыми педагогами были румынский цыган, скрипач-самоучка Лаэ Чиору и позже профессиональный музыкант Эдуард Кауделла из города Яссы, у которого Энеску занимался ещё и музыкальной теорией. Уже в четыре года он публично играл на скрипке.
В списке сочинений Энеску важное место занимают две румынские рапсодии, соч. 11. Они были написаны в 1901 году в Париже и впервые исполнены обе в 1903 году на концерте в Румынском художественном музее в Бухаресте. Энеску утверждал, что его рапсодии – «всего лишь несколько мелодий, собранных вместе», но сохранившиеся наброски показывают, что он тщательно проработал порядок, в котором должны звучать мелодии, и нашёл наилучшую для них оркестровку. Когда он закончил работать над рапсодиями, ему было всего 19 лет!
Программа прозвучит под управлением Душана Вилича. ДУШАН ВИЛИЧ родился в Сербии, в Белграде, в сербско-русской артистической семье. Образование получил в музыкальном колледже Белграда и Белградской музыкальной академии по специальностям «скрипка», «орган». «вокал». На протяжении многих лет Душан Вилич в качестве солиста и органиста активно сотрудничал с сербским патриаршим хором «Первое белградское певческое общество», с которым многократно выступал на Московском Пасхальном фестивале и на международных фестивалях духовной музыки в культурных центрах Европы. В это время проявилось и его композиторское мастерство, принёсшее автору звание лауреата III открытого Всероссийского конкурса композиторов «Русская музыка XXI века».
Музыкальное образование Душан Вилич продолжил в России, где окончил факультет оперно-симфонического дирижирования и ассистентуру–стажировку Санкт-Петербургской консерватории в классах народного артиста СССР, профессора А.С. Дмитриева и профессора А.И. Полищука. C 2019 по 2022 год был дирижёром Волгоградского академического симфонического оркестра. Дирижёр Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» (сезон 2022-2023). С октября 2023 года дирижёр Приморской сцены Мариинского театра.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Герман Уколов, фортепиано
Дирижер – Душан Вилич (Владивосток)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Ведущая –
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Равель. Сюита № 1 из балета «Дафнис и Хлоя»
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Равель. Сюита № 1 из балета «Дафнис и Хлоя»
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Ведущая – Дарья Нехаева
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро