«Тобольские царевны»: мировая премьера пьесы для оркестра продолжит Транссибирский Арт-Фестиваль

1 апреля 2021, 13:06
Новосибирский академический симфонический оркестр и дирижёр Казуки Ямада (Япония) готовят к исполнению мировую премьеру – 4 апреля в Концертном зале имени А. М. Каца они сыграют концертную пьесу для оркестра «Тобольские царевны» Елены Демидовой, новосибирского композитора, доцента Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки. Исполнение премьер произведений современных композиторов – одна из почетных миссий Транссибирского Арт-фестиваля. Важнейшей задачей организаторы считают обращение к музыке сибирских авторов, членов Сибирской организации Союза композиторов России.

Концертная пьеса «Тобольские царевны» написана для классического состава большого симфонического оркестра. «Меня всегда волновали и волнуют человеческие судьбы. Об этом все мои сочинения, в той или иной степени. «Тобольские царевны» — трагическая пьеса о великом историческом сломе, революционным вихрем ввергнувшим Россию в хаос, но не о сломе духовном. В её названии можно проследить прямую аналогию с царской семьёй, высланной в Тобольск в 1917 году и казнённой в Екатеринбурге. Но царевны в пьесе — это, конечно, собирательный образ: Тобольск – символ ссылок и репрессий, царевны – символ аристократии. Женские судьбы в России — это испытание на прочность: первая мировая война, революция, гражданская война, репрессии, вторая мировая война. Откуда берётся сила духа? Что её поддерживает? Чем она крепка? Это пьеса о благородстве личности по праву рождения, позволяющем сохранять достоинство в нечеловеческих условиях», – рассказывает Елена Демидова. По словам автора, произведение включает в себя несколько разделов, каждый из которых развивает торжественный, лирический, гротесковый, драматический и философский аспекты затронутой темы.

Первым свою интерпретацию сочинения предложит японский дирижер Казуки Ямада. «После пяти лет постоянных переговоров к нам приедет Казуки Ямада. Он так занят, что его невозможно было поймать на три дня, но мы ждали и не теряли надежды. Для меня он совершеннейшее откровение», – рассказывает художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин. В настоящее время Казуки Ямада является главным дирижёром и художественным руководителем Филармонического оркестра Монте-Карло и главным дирижёром Симфонического оркестра Бирмингема, постоянным дирижёром Японского филармонического оркестра, главным приглашённым дирижером симфонического оркестра «Ёмиури», музыкальным руководителем Филармонического хора Токио, музыкальным руководителем образованного им оркестра Yokohama Sinfonietta. Репертуар дирижёра включает все симфонии Бетховена, Шумана, Брамса, Чайковского и Бородина.

В этот же вечер под управлением Казуки Ямада прозвучит Концерт для скрипки с оркестром №1 Сергея Прокофьева, сольную партию в котором исполнит художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин, и симфония №4 Антона Брукнера – одно из лучших сочинений великого австрийского симфониста.

Наверх