Владимир Толкачёв. Портреты в движении с Антоном Веселовым

2 апреля 2022
Человек года (такую премию мэрии города Новосибирска Толкачёву вручили в прошлом году) руководит бэндом уже 35 лет. Ноша репертуарного бэнда тяжела, но почётна. Исполняя лучшие образцы оркестрового джаза всех времён, приходится постоянно быть на пике формы. Убедиться в этом можно 19 и 20 апреля на концерте «Гордон Гудвин, Боб Минцер».




Кажется, время сейчас не барочное, не тонкое, не «жильное» — не джазовое. Но джаз вне времени, вне однозначной реальности. Его так давно причислили к высокому искусству, что он уже не борется за свою нишу, не страдает от натиска попсы и не противопоставляет себя классической музыке. Уверенно и горделиво существует сам по себе.




Толкачёв уверяет: чтобы играть мощный оркестровый джаз, нет нужды обращаться к музыкальному Богу, на этом пути вообще нет никаких тайных ритуалов.





Для профессионала важнее совокупность привычных действий. А чтобы эти профессиональные рефлексы вступили в силу, заработали — достаточно просто начать ими пользоваться.

Отец двух (трёх?) поколений духовиков (да и вообще джазменов) знает, о чём говорит. Толкачёв — основатель традиции, профессор консерватории, лидер бэнда. В нашем регионе стиль духовиков определяется именно эстетическим кредо его репертуарного оркестра.

Когда-то, в начале 80-х, в проекте Homo Liber с композитором и пианистом Юрием Юкечевым Толкачёв предъявил всему миру образец импровизационной музыки высокого порядка.




В конце десятилетия эта пластинка, вышедшая в Англии на лейбле Leo Records в 1983 году, вошла в антологию самой значительной российской музыки New Music From Russia; The '80s'.





В совместных проектах с выдающимся саксофонистом и композитором Владимиром Чекасиным бэнд Толкачёва, в котором добрая треть — импровизирующие музыканты, представил театрально-джазовое полотно, замешанное в равной степени на академической, народной (Толкачёв по первому образованию баянист) и джазовой музыке и «Поп-механике» Сергея Курёхина.

Я спрашиваю Владимира Николаевича: «Каково это — быть и новатором, и классицистом, и народником, и джазменом? Существовать в пространстве от баяна до саксофона».

«На самом деле поле шире. В оркестре я учу пианистов играть на фортепиано, басистов — играть на басу, барабанщиков — на барабане, скрипачей — играть на скрипке. Это я перечисляю инструменты, на которых я знаю, как играть правильно. Вообще-то существует алгоритм, который позволяет по отношению к любому инструменту использовать правильный набор действий, чтобы добиться эстетически правильного результата.




Вот вы настаиваете на необходимости играть новые программы — это, конечно, здравая идея. Но не в нашем случае. Всё наиболее значительное, что создано в оркестровой джазовой музыке, мы уже играем. Брать просто джазовый материал, соглашаться на более слабую музыку мы не готовы.





У нас 800 партитур. Но мы играем лишь незначительную часть. Большинство — это музыка более низкого качества. И если бы мы были менее взыскательным бэндом, играли бы и её. Но в этом случае производили бы совсем другое впечатление. И, кстати, для этого не нужно было бы нашего джазового класса. Мы бьёмся за качество, потому что играем вершины джазовой формы».




Антон Веселов, Искры. life

Наверх