Джазовая фестивальная сцена 2019 года: SibJazzFest, Новосибирск — как это было

18 ноября 2019
С 21 по 28 мая 2019 в Новосибирске проходил фестиваль SibJazzFest. С момента перезапуска под новым названием (2010) он проводился не ежегодно, но масштаб (семь концертных дней вместо трёх в прошлые годы) и уровень приглашённых артистов свидетельствует, что нынешнее руководство Новосибирской филармонии, которая проводит фестиваль совместно с правительством Новосибирской области и областным министерством культуры, серьёзно относится к задаче поднять фестиваль на уровень, достойный его истории.


Иван Акатов, Андрей Турыгин, Игорь Бутман. Финальный джем SibJazzFest-2019 (фото © Алексей Школдин)

Джазовый фестиваль в Новосибирске проводился с 1970 года. Трижды — в 1978, 1988 и 1997 г. — в программу фестиваля входил также теоретический симпозиум джазовых музыковедов и культурологов. В новом столетии фестиваль утратил прежний размах, но в 2010 Новосибирская филармония перезапустила его под новым названием SibJazzFest и на новом, международном уровне: среди участников из-за рубежа в 2010-е гг. были имена высшего эшелона — Джон Маклафлин, Жан-Люк Понти, Майк Стерн, Ди Ди Бриджуотер, Кидд Джордан, Оливер Лэйк и др. Однако с 2016 г. SibJazzFest «встал на паузу». После перемен в творческой политике филармонии, одной из крупнейших в России, он с новой энергией и серьёзно увеличившимся охватом публики возобновился только в 2019-м.


Владимир Толкачёв (фото © Михаил Афанасьев)

Сибирская столица откликнулась на возобновление джазового фестиваля большим слушательским интересом: в Концертном зале им. Арнольда Каца в дни фестиваля заполняемость была весьма впечатляющей, случились и аншлаги. Не удивительно: филармония предложила слушателям весьма разнообразную и разноплановую программу, разработанную новым художественным руководителем (арт-директором) SibJazzFest. Символично и логично, что им стал «локомотив» новосибирской джазовой сцены — руководитель филармонического биг-бэнда, заслуженный артист РФ саксофонист Владимир Толкачёв.

Что же предложил фестиваль своим слушателям? Подробный отчёт о событиях SibJazzFest-2019 написала для «Джаз.Ру» наш внештатный корреспондент Анастасия Сваровская (при участии Кима Волошина).


Кен Пепловски, Владимир Толкачёв и биг-бэнд (фото © Михаил Афанасьев)

SibJazzFest-2019 открылся 21 мая совместным выступлением американского кларнетиста и тенор-саксофониста Кена Пепловски (Ken Peplowski) и Биг-бэнда Владимира Толкачёва. Зал был полон любителями джазовой музыки, многие в течение двух отделений сидели на ступеньках, чтобы услышать эту музыку. Биг-бэнд Владимира Толкачёва — символ новосибирского джаза, оркестр, который уже больше 30 лет радует публику высоким уровнем игры, необычными аранжировками, концертами для взрослых и детей. Владимир Толкачёв — не только бэндлидер и саксофонист, но и, с этого года, художественный руководитель SibJazzFest. Что до Пепловски, то о нём часто говорят как о величайшем ныне здравствующем джазовом кларнетисте, но он также и прекрасный саксофонист: сам Бенни Гудман взял его как тенориста в свой последний оркестр в начале 80-х. Пепловски доводилось играть всё, от диксиленда до авангарда, но особенно известен он великолепным знанием стилистики 1930-40-х гг. Около 20 альбомов он выпустил на знаменитом лейбле Concord Records, а в последние годы записывается для европейской фирмы Nagel Heyer Records, японской Venus Records и американской Arbors Records.


Кен Пепловски не только кларнетист, он также и отличный тенор-саксофонист (фото © Михаил Афанасьев)

Кен Пепловски и биг-бэнд Владимира Толкачёва играли разнообразный репертуар: и музыку 1920-х — 30-х годов (от Джерома Керна и Роджерса с Хартом до первопроходца оркестрового джаза Флетчера Хендерсона), и Дюка Эллингтона, и репертуар 60-х (Джул Стайн, Бруно Мартино…) — классический биг-бэндовый джаз. Интересная оркестровая краска: дважды было применено соло одновременно нескольких саксофонов. Сначала три альт-саксофона, сопрано и баритон солировали одновременно в теме «King Porter Stomp» первопроходца нью-орлеанского джаза Джелли Ролл Мортона. Четыре тенор-саксофона одновременно солировали в специально для этого написанном 65 лет назад номере биг-бэндовой классики — «Four Brothers» композитора Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre), который прозвучал как первый бис. Но случился и второй — первое отделение концерта завершила узнаваемая тема 30-х «Sing Sing Sing» Луи Прима (Louis Prima) в свойственном ей быстром темпе. Могло показаться, что музыканты биг-бэнда и Ким Пепловски под конец пьесы ускорились — руки людей хлопали всё быстрее, головы качались всё ритмичнее, а ноги еле успевали постукивать по полу. Яркое соло Кена Пепловски на кларнете сорвало бурные аплодисменты. Напоследок приглашённый американский гость одарил биг-бэнд Владимира Толкачёва выученным русским словосочетанием. «Великие музыканты», — сказал маэстро на прощание.


Jacek Namysłowski (фото © Михаил Афанасьев)

Второе отделение кардинально отличалось от первого — слушателям представили современный европейский джаз. Его играли Яцек Намысловский (тромбон) и его квинтет. Кстати, отец Яцека — легендарный польский саксофонист Збигнев Намысловский, лидер поколения тех лет, когда польский джаз оказал большое влияние на советскую музыку, потому что для джазменов из СССР пластинки польских джазменов и встречи с ними, более доступные, чем редкие визиты американцев и западных европейцев из-за «железного занавеса», работали как окно в мир современного джаза. Польша перенимала что-то от европейского, что-то от американского джаза — и выдавала что-то своё. Яцек Намысловский — не только сын великого отца, но и сам яркий представитель польской сцены; тромбонист и его ансамбль — пианист Лукаш Ойдана, тенорист Томаш Вендт, басист Михал Капчук и барабанщик Павел Добровольский — показали, что такое польский национальный современный джаз. Музыканты играли авторские темы Яцека.


Patrik Marek (фото © Алексей Школдин)

В этот же день впервые в Новосибирской филармонии открылась выставка лауреатов международных фотоконкурсов — джазовых фотографов Олега Панова (Украина) и Патрика Марека (Чехия). Гости Концертного зала им. Каца осмотрели экспозицию, в которой были представлены в основном чёрно-белые фотографии джазменов со всего мира. Джазовые музыканты очень выразительны и эмоциональны, особенно запоминаются крупные планы их лиц и музыкальных инструментов. Были среди экспонатов и фотографии с прошлых SibJazzFest. Позы, жесты, мимика, взаимодействие со своим инструментом у каждого артиста неповторимое, поэтому особенное. Этим интересна область джазовой фотографии.

Патрик Марек снимает джазовых музыкантов уже 20 лет. «Я снимаю классическую, роковую и джазовую музыку, но больше всего мне нравится фотографировать джазовых музыкантов, потому что в джазе есть эмоции. Человек со своим инструментом стоит на сцене, где почти нет света, а он играет, он сам в себе. Джазовая музыка в моём сердце на первом месте, многие музыканты стали мне друзьями за эти годы», — говорит Марек. Любимая фотография Патрика — это изображение бас-гитариста Виктора Бэйли (Victor Bailey), где он пародирует игру на гитаре. К сожалению, Виктор Бэйли умер три года назад из-за наследственного заболевания, ему было 53 года. «Он был моим другом. Виктор когда-то играл с Мадонной и был её композитором. Мне нравится эта фотография, потому что он здесь очень эмоционален. И мне больше нравится фотографировать мужчин больше, чем женщин. Они более настоящие и простые», — комментирует Патрик Марек.


Леонид Чижик (фото © Михаил Афанасьев)

На второй день SibJazzFest концерт снова был очень разнообразным. Первое отделение было очень камерным. Рояль на сцене подвинут ближе к публике. Красный приглушённый свет. На сцене легендарный Леонид Чижик — ранее советский, ныне немецкий пианист и композитор. Образование у Леонида Аркадьевича классическое, но он уже более 50 лет играет импровизационную музыку. При этом Чижик не ограничивает себя стилистически: он умеет импровизировать в стилях академических композиторов — например, Чайковского, Рахманинова, Баха.


Леонид Чижик (фото © Михаил Афанасьев)

Звуки у Чижика льются из-под рук. Пальцы нажимают на клавиши, но кажется, будто он вообще их не касается. Лёгкость и воздушность, размеренность, прекрасный звук, фактурная игра, открытый звук, разные тембры в руках, сильная форма с ясной логикой движения каждой фразы — вот Он. Своей музыкой Чижик раскрепощает, к нему тянешься. Мелкая моторика пианиста поражает воображение.

Маэстро никто больше не нужен на сцене, он самостоятелен. «Что вам поиграть?», — спрашивает он, обращаясь к публике. «Что-нибудь мажорное», — раздаётся из зала. Леонид Аркадьевич думает и говорит: «А я сыграю мажорно-минорную композицию». Улыбается, начинает играть…


Генеральный директор Новосибирской филармонии Бейбит Мухамедин и Леонид Чижик (фото © Ким Волошин)

Какой контраст со вторым отделением! Здесь царил традиционный джаз: «Сибирский диксиленд» (художественный руководитель — трубач Сергей Гершенович), «поджигатель сцены» или «пылающая труба» Жан-Лу Лоньон (Франция) и петербургский пианист Алексей Черемизов полностью поменяли настроение, темп, ритм, энергию и вовлечённость. Если в первом отделении хотелось сидеть, открыв рот и затаив дыхание, когда каждый шепот за пять рядов впереди был слышен, то во втором отделении аудиторию тянуло топать ногами, махать руками и пускаться в пляс.


Jean–Loup Longnon (фото © Михаил Афанасьев)

Десять музыкантов на 11 музыкальных инструментах (две трубы, два фортепиано, туба, саксофон, банджо, ударные, тромбон, контрабас и даже свисток) играли в одном порыве. Несмотря на дублирование инструментов, места в импровизации хватило всем.

Жан-Лу иногда убирал свою трубу, пересаживался за фортепиано и начинал играть прекрасные экспромты, подпевая себе под нос что-то, покачиваясь из стороны в сторону и даже немного подпрыгивая. Своей игрой он заряжал на такие эмоции, что получал длительные аплодисменты от публики. Жан-Лу, пожалуй, надолго запомнится тем, как неожиданно запел скэтом и в течение трёх минут давал такого жару, что были поражены, кажется, все слушатели в зале. Французский трубач мастерски и с очень выразительной мимикой пародировал разные музыкальные инструменты. Несмотря на начавшийся в фойе второго этажа джем-сешн, зал не отпускал «Сибирский диксиленд», Алексея Черемизова и Жан-Лу Лоньона, пока музыканты не сыграли на бис.


Алексей Черемизов (фото © Михаил Афанасьев)

23 мая в пресс-центре фестиваля прошёл круглый стол, посвященный проблемам и задачам, которые стоят перед джазовыми исполнителями и продюсерами сегодняшнего дня. Тема была сформулирована так: «Вопросы развития джазовой музыки в современном мире. Метаморфозы сибирского джаза».


Круглый (на самом деле прямоугольный) стол (фото © Михаил Афанасьев)

В беседе приняли участие историк сибирского джаза Сергей Беличенко, художественный руководитель фестиваля Владимир Толкачёв, саксофонист, кларнетист, педагог, композитор Владимир Чекасин, выдающийся пианист, профессор Леонид Чижик и джазовый обозреватель и главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.


Выступает Леонид Чижик (фото © Михаил Афанасьев)

Спикеры затронули как узкоспециальные вопросы о трансформации джазового языка, так и широкие общекультурные аспекты его развития.


Участники круглого стола: Сергей Беличенко, генеральный директор Новосибирской филармонии Бейбит Мухамедин, Леонид Чижик, Кирилл Мошков, Владимир Чекасин, Владимир Толкачёв(фото © Михаил Афанасьев)

На третий день фестиваль продолжал оправдывать название «SibJazzFest»: не обошлось без темы настоящего сибирского джаза. Кстати, джазу в Сибири в этом году исполнилось аж 90 лет. Знаменитый сибирский джазовый энтузиаст, музыкант, искусствовед, исследователь джаза Сергей Беличенко рассказал со сцены, откуда взялась эта цифра. «Сибирский джаз — явление, которому уже 90 лет. Согласно порядку, который принят в научно-исследовательском мире, чтобы установить конкретную дату, необходимо найти первое письменное упоминание в официальной печати. Я нашёл достаточно большую заметку в газете «Советская Сибирь» 1933 года. В ней очень скромно написано, что в немецком колхозе «Блюменфельд» отметил 5-летие со дня своего основания джазовый ансамбль. Так что первые, кто принёс джаз в Сибирь, были немцы — кто-то завёз ноты, инструменты или пластинки, и всё началось».


Ведущий фестивальных концертов, главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков и историк сибирского джаза, продюсер и музыкант Сергей Беличенко (фото © Михаил Афанасьев)

Посвящение 90-летию сибирского джаза состояло из трёх сетов: играли Томский муниципальный джазовый оркестр «ТГУ-62», биг-бэнд Новосибирского музыкального колледжа им. А. Мурова, биг-бэнд Новосибирского государственного технического университета, а также сборная новосибирских звёзд: Евгений Серебренников (фортепиано, Новосибирск), Дмитрий Аверченков (контрабас, Новосибирск), Евгений Суворов (ударные, Новосибирск) и родившиеся в Сибири Андрей Лобанов (труба, Германия) и Владимир Тимофеев (саксофон, Москва).


Оркестр Новосибирского государственного технического университета под управлением Юрия Миняйло (фото © Михаил Афанасьев)

Первое отделение открыл оркестр Новосибирского государственного технического университета под управлением Юрия Миняйло. Биг-бэнд сильный, с давними традициями: в НГТУ уже около полувека сильна музыкальная самодеятельность. Но в многочисленном джаз-оркестре не так много музыкантов, которые солируют. Выделился саксофонист Евгений Ранг, который сыграл яркое соло в «Samba del Gringo» Гордона Гудвина. В составе студенческого бэнда солировал и тромбонист биг-бэнда Владимира Толкачёва — концертмейстер оркестра НГТУ Вадим Добряков.


Юрий Миняйло, Юлия Бутылёва (фото © Михаил Афанасьев)

Звучал и вокал: Юлия Бутылёва зажигательно спела «Mr. Magic» Гровера Вашингтона-мл.


Юрий Миняйло (фото © Михаил Афанасьев)

Молодёжный джаз-оркестр НГТУ сменился ещё более молодым (по возрасту участников) коллективом: на сцену вышел биг-бэнд Новосибирского музыкального колледжа им. Аскольда Мурова.


Биг-бэнд Новосибирского музыкального колледжа им. Аскольда Мурова (фото © Михаил Афанасьев)

Интересно, что и здесь в составе присутствовал саксофонист Евгений Ранг, который исполнил техничное соло в пьесе «Why Bother?» в аранжировке Бадди Рича. В джазовом стандарте «Day By Day» соло играл ещё один саксофонист — Руслан Имедашвили. «Fly Me To The Moon» из репертуара Фрэнка Синатры спела новосибирская певица Варвара Убель — она уже успела проявить себя на различных городских конкурсах, будучи школьницей, а теперь учится в колледже и поёт с биг-бэндом.


Варвара Убель и руководитель биг-бэнда Владимир Лобанов

Заметим, что студенты в ходе фестиваля почти каждый вечер активно играли на джем-сешн в фойе второго этажа филармонического здания: джемы шли каждый вечер, и молодые музыканты имели возможность оттачивать своё мастерство, играя с мэтрами джазовой сцены.


Джем в фойе 2 этажа филармонического Зала им. Арнольда Каца (фото © Ким Волошин)

Во втором отделении выступали джазмены из Сибири, которые спустя долгие годы собрались вновь на одной сцене, чтобы порадовать новосибирцев и гостей города своей игрой. Программа музыкантов — самый что ни на есть мэйнстрим. Они по очереди импровизировали, показывая своё джазовое мастерство. Барабанщик Евгений Суворов сейчас играет, кажется, во всех новосибирских коллективах, и такая сибирская «сборная солянка» — не исключение.


Андрей Лобанов, Владимир Тимофеев (фото © Михаил Афанасьев)

Трубач Андрей Лобанов много прожил в Сибири и играл в биг-бэнде у Владимира Толкачёва, а потом переехал в Германию. На SibJazzFest приехал уже с немецким джазовым опытом, а саксофонист Владимир Тимофеев, когда-то один из ведущих тенористов Новосибирска — с московским.


«ТГУ-62» (фото © Михаил Афанасьев)

Последний коллектив, который вышел на сцену государственного концертного зала им. Каца — Муниципальный Томский джазовый оркестр «ТГУ-62» под руководством Аркадия Ратнера. Эстрадно-джазовое направление оркестра позволяет играть самую разнообразную музыку в смелых и порой необычных аранжировках, поэтому свой сет они начали с интересной интерпретации одной из тем оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, а закончили ни много, ни мало — «Rhapsody in Blue» Джорджа Гершвина.


Аркадий Ратнер (фото © Михаил Афанасьев)

На четвёртый день фестиваля не играл ни один новосибирский коллектив, программа состояла из выступлений приглашённых гостей. В первом отделении выступал Владимир Чекасин. Композитор, режиссёр, педагог — сейчас он живёт в Литве, но когда-то родился и получал образование на Урале: он из Свердловска (ныне Екатеринбург). Полтора десятилетия в легендарном вильнюсском Трио Ганелина, самом известном в мире ансамбле советского джазового авангарда — там Чекасин олицетворял дух деконструкции композиторского материала, импровизационную стихию, даже нигилистическую деструкцию музыкальной ткани — заложили основу его нынешней репутации: он теперь «великий и ужасный», как его называют в джазовых кругах.


Владимир Чекасин, Пятрас Генюшас (фото © Алексей Школдин)

Тембровые и стилистические возможности «великого и ужасного» кажутся невероятными. Владимир Николаевич может играть на двух саксофонах одновременно, использует в своей игре современные технологии, записывая звук саксофона в компьютерный «процессор звуковых петель» и воспроизводя его впоследствии параллельно со своей игрой на инструменте, как дополнительный голос.

Партнёром Владимира Чекасин в Новосибирске был литовский академический пианист Пятрас Генюшас. Первое отделение с выступлением дуэта длилось целых полтора часа: их музыканты посвятили своему видение Сонаты №7 Сергея Прокофьева. Нет, это не «классика в исполнении саксофона и фортепиано в сочетании с электронной музыкой». Это композиционно-импровизационная сюита, в основе которой — действительно элементы подлинного нотного текста Прокофьева, но Чекасин при помощи саксофона, синтезатора и записывающих устройств создаёт музыку «здесь и сейчас», на полную катушку используя возможности техники, с которой он работает. Неподготовленному, не знакомому с эстетикой авангарда слушателю может показаться, что это какая-то странная и необычная, резкая, даже пугающая какофония. Но, если вслушаться, окажется, что это совсем не так. Хаотическая, на первый взгляд, импровизация на самом деле чётко выстроена и развивается по продуманному плану, не говоря уж о том, что практически в любой момент глубоко в ошеломительных слоях этих звуков можно обнаружить композиторский материал прокофьевской сонаты.


Лев Кушнир, Карина Кожевникова (фото © Михаил Афанасьев)

Какой контраст со вторым отделением, где звучал стопроцентно традиционный джазовый вокал! Певица Карина Кожевникова и джазовое трио пианиста Льва Кушнира (Евгений Рябой — ударные, Андрей Дудченко — контрабас) появились на сцене после антракта. Говорят, что так, как поёт Карина, в России не поёт почти никто. Её джазовый вокал — это, в общем-то, органично воспринятая певицей из Воронежа манера классика джазового вокала Эллы Фицджералд. «Свободный выдох, широкий звук и открытое произношение. У нас так не поют. Это связано с особенностями фонетики русского языка. Английский язык более широк в пении, русский же более концентрированный, к тому же у нас много глухих гласных. У Карины американизированный английский на широком выдохе», — комментирует выступление певицы педагог Новосибирского музыкального колледж им. Аскольда Мурова Людмила Мещанинова.

Приятный вокал Карины приковывает внимание. Кажется, что на неё можно смотреть лишь открыв рот и думая: «как она это делает?» Причём не только на английском — Карина спела песню и на французском языке. Лиричная «Ne me quitte pas» Жака Бреля в её исполнении вокалистки вызвала мурашки на коже, а общим итогом этого выступления можно назвать восхищение мастерством певицы и инструменталистов.


Участники концерта «Джаз детям»: биг-бэнд филармонии, Владимир Чекасин, Владимир Тимофеев, Владимир Чекасин (фото © Михаил Афанасьев)

На пятый фестивальный концерт 25 мая не продавались билеты, поэтому большинство слушателей могли все выходные провести без джаза, немного передохнув. Но музыкантам не до отдыха. Биг-бэнд Владимира Толкачёва, «Сибирский диксиленд», Владимир Чекасин (саксофон, Литва), Владимир Тимофеев (саксофон, Москва), Дмитрий Аверченков (контрабас, Новосибирск), Евгений Суворов (ударные, Новосибирск) и Евгений Серебренников (фортепиано, Новосибирск) отыграли полуторачасовой благотворительный концерт «Джаз детям».


«Сибирский диксиленд» (фото © Михаил Афанасьев)

Наверное, взрослым стоит поучиться у детей реакциям на музыку. Они ничего не стеснялись — ребята притопывали, подпевали и даже танцевали под звуки джаза. Чтобы вовлечь детей в то, что происходит на сцене, саксофонист Владимир Чекасин придумал интересное задание. Нужно было спеть небольшую ритмико-мелодическую фигуру в специальный микрофон, который записывал звук и повторял его. Затем маэстро обыгрывал эту тему на синтезаторе, и потом вступал оркестр. Получалась совместная импровизация, построенная на детском пении.

Когда Владимир Чекасин предложил выйти на сцену и спеть, поначалу откликнулась только одна смелая девочка. Но когда весь зал увидел, что из её пения биг-бэнд создал музыку, возле сцены образовалась очередь. Следующим запел мальчик, потом ещё одна девочка. Предложенная ей мелодия отзывалась восточными мотивами, и Чекасин умело ввёл в эту импровизацию тему «Caravan» — классический «ориентальный» номер из репертуара оркестра Дюка Эллингтона.


Смелая девочка и Чекасин, Великий и Ужасный

В ходе этого же концерта состоялся конкурс на лучший детский вопрос о джазе, о котором уже рассказывал главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.


Кирилл Мошков и ведущая детского концерта Дарья Нехаева зачитывают детские вопросы со сцены (фото © Михаил Афанасьев)
Подробнее о детских вопросах: Сорок три детских вопроса о джазе. Ответы главного редактора «Джаз.Ру»


Дети сочиняют вопросы о джазе (фото © Михаил Афанасьев)

Шестым днём фестиваля был понедельник, и новосибирская публика услышала два квартета в одном концерте. В первом отделении играл квартет тромбониста Юргена Нойдерта из Германии — Петер Кристоф (контрабас), Юлиан Фау (ударные) и Филип Вишневский (гитара). Это была интеллигентная, размеренная и приятная музыка в русле современного джазового мэйнстрима. Тромбонист Юрген Нойдерт в Германии руководит оркестром, но в Новосибирск приехал с малым составом. Техничные соло, выдержанная импровизация, качественное и по-немецки аккуратное звучание показали музыканты сибирской публике. Немецкие музыканты славятся тем, что в массе своей замечательно владеют инструментами, выдерживают строгий стиль и очень чисто играют. Благодаря этому квартету у новосибирской публикой получилось яркое знакомство с немецкой современной сценой.


Jürgen Neudert Quartet(фото © Михаил Афанасьев)

Во втором отделении посетители SibJazzFest услышали совсем другую музыку. Это был квартет сибиряка, ныне живущего в Москве — гитариста Евгения Побожего. Он родился в Северске Томской области, окончил Ростовскую консерваторию, а в последние годы работает в биг-бэнде Игоря Бутмана. Вместе с Побожим выступали Николай Сидоренко (клавиши), Антон Чекуров (саксофон) и Давид Сагамонянц (ударные). Каждый из молодых музыкантов — уже известный солист, каждый из них отлично импровизирует и виртуозно владеет инструментом. Импровизации в произведениях перетекали из одной в другую так плавно, что иногда люди не успевали хлопать и понимать, что играет уже следующий человек — очень гармонично звучал этот ансамбль.


Евгений Побожий и Антон Чекуров (фото © Михаил Афанасьев)

В течение всего отделения музыканты играли музыку, которую сочинил Евгений Побожий. «Calumet», «Alina», «In the Jungle», «Blues for Scott», «Stream» и «Subliminal» — шесть разностилевых, разнофактурных пьес прозвучали для слушателей. Стилистика квартета — не мэйнстрим, это сплетение стилей, в их игре есть не только джаз, но и что-то от фанка, и от рока, и даже от хип-хопа. Евгений Побожий искренне благодарил новосибирцев за тёплый приём. «Для меня было очень важно играть именно здесь и понимать, что вам нравится моя авторская музыка», — сказал гитарист на прощание.


Московский джазовый оркестр: Олег Аккуратов, Евгений Побожий, Сергей Корчагин, Игорь Бутман, Эдуард Зизак (фото © Михаил Афанасьев)

28 мая стало финальным, седьмым днём SibJazzFest-2019. Московский джазовый оркестр под руководством народного артиста РФ Игоря Бутмана играл для сибиряков целых два отделения. Выйдя на сцену, маэстро рассказал, что один из самых запоминающихся концертов в его жизни был как раз в Новосибирске, поэтому ему приятно вновь приезжать на берега Оби. Игорь Михайлович, как всегда, много и забавно шутил, поэтому публика не только слушала его игру на трёх саксофонах (сопрано, альте и теноре), но и веселилась.


Игорь Бутман (фото © Михаил Афанасьев)

Оркестр играл разнообразный репертуар, многое в аранжировках своего музыкального директора Николая Левиновского. В конце концерта Московский джазовый оркестр сыграл произведение Николая Левиновского, который, опираясь на темы из репертуара легендарного биг-бэнда свинговой эры — оркестра Бенни Гудмана, написал целую сюиту «Бутман играет Гудмана». Это очень длинная композиция со вплетением множества тем, связанных с историей оркестра Бенни Гудмана. Но в импровизациях солисты оркестра и сам Бутман цитировали далеко не только гудмановский свинг: привлекли и песню «Лесной олень», и «Наш сосед» из репертуара Эдиты Пьехи. Кажется, что должно было бы получиться несвязное попурри, но звучала это почти 20-ти минутное произведение весьма органично.

Последний джем фестиваля порадовал своим составом саксофонистов — на сцену в фойе зала выходили Николай Панченко, Андрей Турыгин, Евгений Голованов и сам Игорь Бутман. Как и в остальные дни, в джеме участвовали Евгений Серебренников (рояль), Константин Молодцев (кларнет), Вадим Добряков (тромбон), молодые ребята из музыкального колледжа им. Мурова и множество других музыкантов — как участников тех составов, что выступали в этот день на основной сцене, так и сибиряков.
Анастасия Сваровская, https://www.jazz.ru/

Наверх