Участие в различных музыкальных фестивалях – давняя традиция Новосибирского академического симфонического оркестра. Он неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях, в том числе: «Русская зима», «Рождественские вечера» (Москва), «Белые ночи» (Ленинград), фестиваль русской музыки в Вене, «Мартовские дни» (Болгария), фестиваль музыки Бернстайна (Новосибирск, Ленинград, Москва), фестиваль слушания «Ухо» (Эрланген, Германия), фестиваль классической музыки (Канны, Франция), Дрезденский музыкальный фестиваль, Дни Иберийской музыки (Испания), Фестиваль фортепианного искусства (Франция), Фестиваль Владимира Спивакова (Кольмар), Шанхайский Весенний фестиваль, фестиваль на острове Узедом и др.; в отечественных фестивалях: газеты «Музыкальное обозрение», Международный Рождественский фестиваль (Новосибирск), «Покровская осень» (Новосибирск), «Великие имена. Великие даты», посвящённом 200-летию Р. Шумана и 170-летию П.И. Чайковского (Пермь); «Звёзды на Байкале» (Иркутск) и «Крещендо» (Тюмень) – арт-директор Денис Мацуев; фестиваль симфонических оркестров мира (2006). В уникальной акции, проводимой впервые и организованной Ассоциацией симфонических и камерных оркестров России, в Колонном зале Дома союзов (Москва) первым из оркестров России получил право выступить Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Арнольда Каца. На концерте присутствовал Президент России Владимир Путин.
Одним из самых значительных творческих событий в жизни коллектива является участие в Международном Транссибирском Арт-фестивале под руководством народного артиста России Вадима Репина. (Директор фестиваля – Олег Белый. Автор идеи (2013) – заслуженный деятель искусств РФ Лев Крокушанский.) При поддержке министерства культуры Российской Федерации, Президентского фонда культурных инициатив, Губернатора и правительства Новосибирской области и министерства культуры Новосибирской области фестиваль в марте – апреле 2025 проходит 12-й раз.
Фестивали бывают приурочены к памятным датам. Так первый фестиваль (2014) был посвящён 90-летию основателя оркестра А.М. Каца, второй – 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского (2015), третий (2016) – 60-летию Новосибирского академического симфонического оркестра, четвёртый (2017) – 80-летию Новосибирской области и 80-летию Новосибирской государственной филармонии. А 11-й фестиваль (сезон 2023/24) как и все знаковые события сезона – концерты, выставки, фильмы, публикации, гастроли и т.д., – был вновь посвящён юбилею Арнольда Михайловича Каца – его столетию.
В программах фестиваля звучат сочинения разных эпох, стилей и жанров.
Каждый фестиваль представляет премьеры: это сочинение Софии Губайдулиной «Всадник на белом коне» для большого симфонического оркестра и Концерт для скрипки с оркестром «Диалог. Я и Ты», симфоническая поэма Бориса Лисицына «Музыка моря», посвящённая Арнольду Кацу, Второй скрипичный концерт Анатолия Королёва, Скрипичный концерт Александра Раскатова, посвящённый Вадиму Репину (мировые премьеры); впервые в России были исполнены Концерт британского композитора Тёрниджа для двух скрипок с оркестром «Идущий в тени» (Shadow walker), Концерт Бюльбюль оглы для скрипки с оркестром в проекте «Российский премьерный тур»; новосибирские премьеры: сочинение для оркестра новосибирского композитора Елены Демидовой «Тобольские царевны», симфоническая сюита венесуэльского композитора Эвенсио Кастелланоса «Храм Святого Креста на реке Пакайригуа», Берлинский концерт для скрипки с оркестром Владимира Косма и другие сочинения.
Евгений Миронов и Юрий Башмет с Новосибирским академическим симфоническим оркестром представили спектакль-концерт «Шекспир. Шостакович. Гамлет».
Дважды в проекте Транссибирского фестиваля оркестр выступал в Концертном зале Мариинского театра.
Фестивальные афиши оркестра все эти годы заполняются созвездием имён дирижёров и солистов, включая новое поколение: Кент Нагано, Гинтарас Ринкявичус, Лио Куокман, Константин Лифшиц, Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа, Давид Локвуд, Алекcей Игудесман, Михаэль Гутман, Марио Брунелло, Александр Князев, Николай Луганский, Андрей Коробейников, Ольга Бородина, Анна Самуил, Светлана Захарова, Пабло Фернандес, Жан-Клод Казадезюс, Антон Бараховский, Андрес Мустонен, Юкио Йокояма, Гидон Кремер, Владимир Федосеев, Туган Сохиев, Дмитрий Ситковецкий, Паскаль Тортелье, Саша Гетцель, Екатерина Морозова, Венера Гимадиева, Юлия Мазурова, Мануэль Лопес-Гомес, Дае Линь, Кристоф Барати, Ева Геворгян, Сесар Альварес, Павел Милюков, Фёдор Безносиков, Алессасандро Кадарио, юные Роман Борисов и Лея Чжу, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра Димитрис Ботинис и, безусловно, сам Вадим Репин.
«Хочу подчеркнуть, что идея предстоящего Транссибирского Арт-фестиваля, его точка опоры – это наш замечательный симфонический оркестр, который несмотря на все трудности, потерю легендарного, без преувеличения этого слова, музыканта Арнольда Михайловича Каца, находится в превосходной форме, замечательно играют концерты. Я надеюсь, что для оркестра это также станет радостным событием» Вадим Репин, Пресс-конференция, 11 сентября, Государственный концертный зал им. А.М. Каца «Сегодняшнее событие – открытие Государственного концертного зала им. А. М. Каца – трудно переоценить. Это подарок Новосибирску, подарок Новосибирскому академическому симфоническому оркестру, который все эти годы, к сожалению, был вынужден работать в плачевных условиях. Это огромная радость для оркестра и подарок всему городу»
Вадим Репин, Пресс-конференция, 11 сентября, 2013, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Один из китов, на котором будет стоять и развиваться Транссибирский Арт-фестиваль – это Государственный концертный зал им. А.М. Каца. Второй кит – это Новосибирский академический симфонический оркестр, который всегда славился своим уровнем, славился именем Арнольда Каца, роль которого не преувеличить никакими словами, эпитетами и комплементами. Посвятить первый Фестиваль юбилею Каца – 90-летию со дня его рождения, было очень логично и правильно».
Вадим Репин, пресс-конференция 30 января, 2014 Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«В проекте Транссибирского Арт-Фестиваля я вижу преемственность — от прошлого к настоящему — и продолжение творческих идей маэстро Каца. Я чрезвычайно рад, что мне удалось заразить идеей Вадима Репина, начинавшего свое грандиозное восхождение в Новосибирске с нашим оркестром под руководством Арнольда Михайловича, что Вадим, увидевший Государственный концертный зал имени Маэстро, проникся сознанием необходимости проведения фестиваля. И уже при первой встрече мы договорились, что первый фестиваль будет посвящен приближающемуся 90-летию Маэстро. Не хочется предвосхищать события, но я уверен, зная планы Вадима, что наш проект займет достойное место в ряду лучших фестивалей мира».
Заслуженный деятель искусств России Лев Крокушанский, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 2014
«Когда встаешь за пульт перед незнакомым коллективом, никогда не знаешь, чего ожидать. Дело не только в качестве, дело в людях: кто знает, возникнет ли между вами связь, произойдет ли химическая реакция? Тем более если ты из Сан-Франциско, а они — из Новосибирска. Оказалось, что музыкантам свойственны и богатая фантазия, и серьезность: они хотят и могут искать в музыке глубину. Так что одна наша репетиция стоила трех или четырех. Мы ни разу не сыграли программу целиком. Как сказал Вадим, самое простое для профессионала — пройти вещь с начала до конца. Любой профессиональный оркестр справится. Но это не самый эффективный путь, когда нужно наладить отношения с музыкой. Мы исключили этот этап и сразу стали погружаться глубже. А на концерте, доверившись друг другу, «отпустили» музыку в свободное плавание»
Кент Нагано, I Транссибирский Арт-Фестиваль Интервью — Ярослав Тимофеев, 2 апреля, 2014, «Известия»
"Я прежде не встречался с этим оркестром, но он проявил столько фантазии и так серьезно отнесся к работе, что эффект от нашей репетиции была как от трех-четырех. Мы достигли многого и, заручившись взаимным доверием, просто дали музыке прозвучать. А это может получиться очень захватывающе, если люди разделяют идеи друг друга".
Кент Нагано, I Транссибирский Арт-Фестиваль. Интервью — Илья Овчинников, 7 апреля, 2014, «Российская газета»
«Я хочу сказать, что артисты Новосибирского академического симфонического оркестра такие молодцы все. Чудесные лица, даже кто-то из скрипачей прослезился – настолько их тронула музыка. Для меня это очень важно. Музыканты играют всегда хорошо, когда им нравится, я в этом уже убедилась. Уже 27 лет как я на сцене и знаю, что когда им нравится, они изо всех сил стараются, и тогда получается нечто замечательное. Поэтому я надеюсь, что у нас все получилось хорошо. Спасибо им большое!»
Ольга Бородина, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 7 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца
«Прекрасная публика, прекрасные солисты и прекрасный оркестр! Это конечно же кайф так музицировать. По просьбе Вадима Репина для Фестиваля я сделал юмористический концерт. Такого плана концерты я устраивал неоднократно, и пользуются они огромной популярностью. Интересно, что с Новосибирским симфоническим оркестром не возникло никаких сложностей. На моей памяти были оркестры, которые поначалу осторожничали. Об этом оркестре мне говорили: «О, осторожно, это консервативный оркестр!» Но музыканты с самого начала уже кашляли, смеялись, танцевали, одним словом, делали все и с огромным удовольствием. Это говорит о том, что артисты Новосибирского симфонического оркестра очень открытые музыканты»
Алексей Игудесман, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 9 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца
«В силу ряда обстоятельств маэстро Валерия Гергиева не будет сегодня с нами <…> И я принял решение исполнить концерт Шостаковича — впервые в истории, — без дирижера. Исключительно благодаря высочайшему артистическому и профессиональному уровню Новосибирского академического симфонического оркестра я уверен, что это возможно. Никто до сегодняшнего дня не решался на такого рода музыкальный подвиг. Я горд тем, что оркестр готов пройти этот путь со мной. Я верю в каждого из артистов этого поистине уникального коллектива. Это исполнение станет нашей очередной мировой премьерой, которой и завершится первый Транссибирский Арт-Фестиваль!»
Вадим Репин, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 12 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца
«Героем вечера стал, конечно же, оркестр. И деревянные духовые, и медь, и скрипки во главе с народным артистом России Валерием Карчагиным – каждая группа была на месте, ведя свою партию точно и уверенно. Время от времени Вадим Репин, как он сам потом это назвал – «неумелыми смешными для них движениями» — дирижировал оркестром, но музыканты его понимали прекрасно, и эта нить взаимодействия незримо присутствовала с начала и до конца. Уже после второй части мелодия полетела, воспарила, достигая самых глубин сознания, выворачивая душу наизнанку, чему Шостакович был мастером. Временами замирало сердце, что вдруг собьются, захлебнутся без дирижера… Ничего подобного! Музыканты играли на таком градусе, в эйфории, что, казалось, адреналин бьет ключом. Справились блестяще. Пожалуй, этот концерт войдет в историю не только фестиваля и Новосибирского симфонического оркестра, а вообще музыкальной мировой жизни»
Ирина Шымчак, «Музыкальный клондайк», 12 апреля 2014
«Я выступала с Новосибирским академическим симфоническим оркестром как пианистка 10 лет назад – и тогда впечатления были самые хорошие, а теперь они еще лучше. Для меня очень важно и очень радует, что ко мне подходят музыканты и говорят, что для них значит моя музыка, они знают другие мои сочинения. Когда к тебе подходят люди из оркестра – это высший комплимент. Я была крайне тронута. В этом оркестре совершенно нет ощущения, что работа для музыкантов – это рутина. Подобное отношение встречается не так часто»
Лера Ауэрбах, II Транссибирский Арт-Фестиваль, 26 марта 2015, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Равель прекрасно звучит на сибирской земле! Когда я играл вторую часть его соль-мажорного концерта, я вспоминал спокойные пейзажи, бескрайние снежные равнины Сибири… Меня поразило великолепное сочетание: суровая сибирская природа, холода и потрясающее тепло публики, с которой она меня встречала! Играть концертную программу с новым для меня оркестром в день приезда – затея весьма рискованная. Но я хочу поаплодировать Новосибирскому филармоническому оркестру – они бравые и смелые музыканты! Фортепианный концерт Равеля – чрезвычайно сложное произведение, в котором практически каждый инструмент в оркестре солирует. Благодаря хорошей подготовке оркестра нам хватило всего лишь одной репетиции. Отличная работа, спасибо!»
Жан-Ив Тибоде, II Транссибирский Арт-Фестиваль, 31 марта 2015, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«К сожалению, у нас было всего два дня на репетиции. Это чрезвычайно мало, чтобы сделать произведение такого масштаба, как Первая симфония Малера. Но сегодня музыканты показали себя на высшем уровне, прыгнули выше головы и отдали всё сполна. Я очень доволен оркестром!»
Шарль Дютуа, II Транссибирский Арт-Фестиваль, 5 апреля 2015, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
"Без преувеличения, героем фестиваля и его основным стержнем стал, конечно, Новосибирский академический симфонический оркестр, который выступил пять раз с четырьмя разными дирижерами (Гинтарас Ринкявичус, Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа).
На музыкантов из оркестра легла огромная нагрузка и ответственность, но, вспоминая, как изумительно звучал оркестр, с каким качеством, творческим подъемом и эмоциональной глубиной были сделаны программы с его участием, хочется пожать руку каждому из оркестрантов и поблагодарить за этот впечатляющий праздник музыки"
Ирина Шымчак, "Музыкальный клондайк" № 4 (149) апрель 2015
«Однако вполне логично основой и героем фестиваля стал Новосибирский академический симфонический оркестр. Широчайший репертуар – от популярного «Болеро» М. Равеля до мировой премьеры; аккомпанирование пианистам, скрипачам, ансамблям; работа с разными дирижерами – кроме «родного» Гинтараса Ринкявичуса (художественный руководитель оркестра) к пульту вставали Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа. Высокий уровень «вышколенного», чуткого, гибкого и мобильного музыкального коллектива был выдержан всегда!»
Яськевич Ирина, "Играем с начала" № 4, апрель 2015
«Я знаю три оркестра в России с уникальным звучанием, узнаваемым, неповторимым. Это Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского – художественный руководитель Владимир Федосеев, ЗКР академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии – художественный руководитель Юрий Темирканов, и Новосибирский академический симфонический оркестр – художественный руководитель Гинтарас Ринкявичус . Других таких нет»
Андрей Коробейников, 23 февраля 2016, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Ваш оркестр очень хороший. Большую роль играют традиции, заложенные Арнольдом Михайловичем Кацем, который создал его и руководил 50 лет – вообще редчайший случай. Но оркестр уже без него продолжает развиваться. Такого отношения , как у вас, нет нигде – поверьте, я знаю очень много оркестров. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет такого отношения к музыке, такого желания понять дирижёра, такого желания идти навстречу друг другу. Солисты у вас замечательные, но главное – вы не просто играете, вы создаёте Музыку. Надеюсь, наше удовольствие от общения было взаимным.»
Владимир Федосеев, 28 марта 2017, IV Международный Транссибирский Артфестиваль, Государственный концертный зал им. А.М. Каца