«Па-де-де на пальцах и для пальцев» как традиция

25 марта 2022

Совместный проект Светланы Захаровой и Вадима Репина вновь вошел в программу Транссибирского арт-фестиваля. 

В НОВОСИБИРСКЕ продолжает работу IX Транссибирский арт-фестиваль. Театральный блок одного из самых ярких форумов региона открыл совместный проект Светланы Захаровой и Вадима Репина «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Участие в авторской программе, ранние версии которой уже были представлены в рамках прошлых фестивальных выпусков, также приняли звезды балетной труппы Большого театра и Камерный оркестр Новосибирской филармонии.

Как Транссибирский фестиваль стал неотъемлемой частью культурного ландшафта Новосибирска, так и «Па-де-де на пальцах и для пальцев» стало доброй традицией форума, аккумулирующего в своих недрах и музыкальное, и театральное, и пластическое, и изобразительное, и образовательное направления. Впервые совместный проект Вадима Репина и Светланы Захаровой, соединивший на одной сценической площадке две разнонаправленные звездные галактики, был показан в Новосибирске в 2014 году, когда арт-форум только набирал обороты, и за пять лет до премьеры в Москве. Затем «Па-де-де на пальцах и для пальцев» открыл фестивальную программу пандемического года, без колебаний лишившего поклонников Транссибирского долгожданных весенних встреч в Новосибирской филармонии. А в этом году ворвался в афишу фестиваля буквально за пару недель до старта по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло», став прекрасным бонусом в череде экстренных программных замен.


На счету у «Па-де-де на пальцах и для пальцев» гастроли более чем в 30 странах мира. Да и родился проект в Швейцарии: организаторы одного из фестивалей долго просили знаменитых супругов, чья творческая жизнь не пересекалась в едином художественном акте, выпустить совместное детище. Так и появилась на свет камерная и нежно любимая создателями история, драматургическое полотно которой соткано из хореографических и музыкальных номеров с логичным распределением ролей: душу танца воплощает Светлана Захарова, а скрипичный гений транслирует Вадим Репин. Дополняют действо приглашенные партнеры. На IX Транссибирском арт-фестивале к звездному дуэту присоединились премьеры Большого театра Артемий Беляков, Михаил Лобухин, Игорь Цвирко и Денис Савин. Музыкальное повествование сопроводил Филармонический камерный оркестр.

Название программы, по мнению авторов, можно перевести как «Движения для двоих. Вместе и на сцене, и в жизни»: ведь именно из уникального многоуровневого партнерства рождается новая творческая энергия, всякий раз произрастающая из импульсов, которые возникают здесь и сейчас. Конечно, у «Па-де-де на пальцах и для пальцев» есть свой фундамент и каркас — пул коронных номеров с пронзительной хореографической миниатюрой «Умирающий лебедь» на вершине. Но при этом сама структура авторского проекта остается подвижной и ловко включает в себя новые идеи, мелодии, номера. Так, специально для третьего новосибирского показа музыкальная композиция «Па-де-де на пальцах и для пальцев» была построена на сочинениях Баццини, Генделя, Глазунова, Массне, Мендельсона, Моретти, Паганини, Равеля, Сарасате, Сен-Санса, Уильямса и балетных номерах, поставленных Мауро Бигонцетти, Йоханом Кобборгом, Асами Маки, Михаилом Фокиным и Матоко Хираяма.

«Очень рад, что Светлана смогла участвовать в фестивале в этом году, — отметил художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля Вадим Репин. — Проект эволюционирует, рождаются новые идеи, которые в данный момент нас увлекли. Мы выбирали произведения, которые Светлана очень любит, а она находила хореографов, которые могли бы это интересно воплотить».

О том, как проходил и готовился третий показ «Па-де-де на пальцах и для пальцев» в Новосибирске, Светлана Захарова рассказала перед выходом на сцену.

— Помните, как рождалась эта программа?

— Поначалу собрать этот проект было непросто. У Вадима есть свой репертуар, у меня — свой, и мы нигде никак не соприкасались. Даже знаменитый номер «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса не мог войти в нашу программу в своем первоначальном виде. Обычно ведущую партию здесь играет виолончель или альт. И именно Вадим впервые сыграл ее на скрипке. Одни мои балетные номера были музыкально адаптированы для того, чтобы Вадим мог их исполнять. Другие специально подбирались для Вадима. Есть и такие, которые приходится танцевать под фонограмму, поскольку они требуют исполнения полным симфоническим оркестром или электронными инструментами.

— Как складываются ваши взаимоотношения с легендарным «Умирающим лебедем», история воплощений которого полнится именами великих балетных танцовщиц?

— Этот номер я впервые станцевала, когда мне было 17 лет. Я выпускалась с ним из балетной школы и вместе с педагогом по актерскому мастерству мы тщательно отрабатывали внутреннее состояние лебедя. Передо мной стояла задача не столько все сделать правильно руками, сколько передать суть номера нутром. «Умирающий лебедь» так давно находится в моем репертуаре, что оброс новыми красками и смыслами. Тогда, на выпуске, я была юным начинающим лебедем. Сейчас, годы спустя, у меня появилось иное видение личной и творческой жизни, и номер стал звучать совсем по-другому. Да, его танцевали великие, но я считаю, никогда не нужно бояться того, за что ты берешься. У великих надо учиться, перенимать самое лучшее, но обязательно при этом заглядывать в свою душу и использовать то, что у тебя накопилось внутри.

— Какое место занимает в «Па-де-де на пальцах и для пальцев» импровизация?

— Наша программа построена на очень разных музыкальных и хореографических номерах. И эмоционально эти элементы тоже весьма отличаются друг от друга. Есть номера, которые несут бурю эмоций. Есть номера, требующие спокойного и романтического настроения. Есть экспрессия. Есть грусть. Но главная идея для меня заключается в том, чтобы концерт заканчивался на позитивной ноте, поэтому в финал мы ставим шуточный номер, который публика всегда принимает с задором. Зрители улыбаются, смеются, иногда откровенно хохочут вслух, и в зависимости от их реакции мы эмоционально импровизируем, что лично мне очень нравится.

— Вы три раза представляли «Па-де-де…» на Транссибирском фестивале. Какое из выступлений запомнилось больше всего?

— Как только мы с Вадимом стали парой, Новосибирск стал мне родным городом. Мы часто приезжаем сюда, встречаемся с мамой и друзьями Вадима, выступаем. И мне очень нравится, что публика здесь очень любит искусство. С нашей совместной программой мы впервые вышли на фестивальную сцену девять лет назад. Самым волнующим стало второе выступление перед пандемией два года назад. Мы открывали программу Транссибирского арт-фестиваля и, как сейчас помню, до последнего не знали, выйдем на сцену или не выйдем, потому что все стремительно закрывалось. Зал был заполнен до отказа, все ждали нашего выхода, а мы понимали, что вот-вот наша творческая жизнь остановится на неизвестное время. Очень волновались! Но, слава богу, концерт состоялся. В этом году мы не должны были приезжать, но программа так полюбилась, что мы решили войти в фестивальную традицию. И в третий раз выходим на сцену с неменьшим трепетом. Тем более что программа изменилась. Появились номера, сделанные специально для этого выступления. У нас получилась новая красивая команда, и многие ребята будут в Новосибирске танцевать свои номера впервые.

Марина Вержбицкая, Новая Сибирь

Наверх