Сегодня в программе «УЧЕНИКИ ЧАРОДЕЯ» – ученики народного артиста СССР, профессора Арнольда Михайловича Каца.
Весь этот сезон Новосибирская государственная филармония посвящает Маэстро, Маэстро с самой большой буквы, настоящего Чародея, и тоже с большой буквы. Его роль в истории культуры Новосибирска и России – огромна. Арнольд Михайлович не только основал Новосибирский академический симфонический оркестр, руководил им до своего последнего часа и сделал всё для того, чтобы оркестр стал одним из лучших в стране. Он воспитал целую плеяду, числом более 50-ти, дирижёров в стенах Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки на факультете оперно-симфонического дирижирования.
Они работают в симфонических и театральных оркестрах России и за рубежом. Многие стали лауреатами всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов. Сегодня трое из них – за пультом Новосибирского академического симфонического оркестра: Наталья Базалева, Олег Бураков, Вячеслав Прасолов.
Наталья БАЗАЛЕВА окончила Новосибирскую государственную консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в классе Арнольда Михайловича Каца в 1999 году, и в 2003 году – аспирантуру. Наталья Владимировна – дирижёр и крупный общественный деятель. Более 40 лет она посвятила развитию и пропаганде профессионального искусства. В 90-е годы Наталья Владимировна создала Государственный концертный оркестр Якутии, стала его главным дирижёром и художественным руководителем, стала первым директором филиала Якутского музыкального колледжа в Алдане, первым директором – художественным руководителем филармонии Якутии. В настоящее время она председатель Союза музыкальных деятелей Якутии, награждена Государственной премией Республики Саха (Якутия) им. А.Е. Кулаковского. Эта премия учреждена Законом Республики в целях увековечения его памяти как поэта, учёного, просветителя, общественного деятеля, основоположника якутской литературы.
Олег БУРАКОВ родился в 1952 году в Новосибирске, в музыкальном училище учился в классе баяна и на отделении дирижирования оркестром русских народных инструментов. В Новосибирской консерватории получил образование на факультете оперно-симфонического дирижирования в классе Арнольда Михайловича Каца.
В послужном списке Олега Владимировича – работа ассистентом дирижёра оперных спектаклей для детей в НГАТОиБ (НОВАТ), ассистентом дирижёра оперной студии Новосибирской государственной консерватории; он был дирижёром оперных театров Челябинска и Свердловска, главным дирижёром симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края. Олег Владимирович не только свой оркестр вывозил на гастроли – он организовал гастроли в Марокко и Испании Омского симфонического оркестра и Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан.
Талантливый музыкант, Олег Бураков написал более 100 оригинальных оркестровок и аранжировок для самых различных инструментов и ансамблей, в том числе и джазовых.
Самая значительная – транскрипция кантаты К. Орфа «Кармина Бурана».
Как приглашённый дирижёр Бураков выступает с симфоническими оркестрами Ленинградской филармонии, Новосибирска, Омска, Свердловска, Красноярска, Иркутска, Томска, Караганды, Ялты, Ижевска и других городов России.
Он обладатель Медали Петровской академии (Санкт-Петербург) за музыкально-общественную деятельность.
Вячеслав ПРАСОЛОВ в 1981 году окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки, факультет оперно-симфонического дирижирования, и в 1984 году – аспирантуру в классе народного артиста СССР, профессора А.М. Каца. Спустя 5 лет он завоевал звание дипломанта VI Всесоюзного конкурса дирижёров, председателем жюри которого был Геннадий Николаевич Рождественский.
Вячеслав стажировался в ISTITUTO EUROPEO (Флоренция, Италия).
В разное время он был главным дирижёром Театра оперетты Кузбасса, Театра оперы и балета г. Йошкар-Ола, Ижевского театра оперы и балета, главным дирижёром и художественным руководителем симфонического оркестра филармонии Кузбасса. В Йошкар-Оле им было организовано и проведено пять международных фестивалей оперного и балетного искусства с участием дирижёров и певцов из России, Японии, Германии, Италии. Несколько лет он был дирижёром НГАТОиБ.
О многогранности личности Вячеслава Ивановича говорит тот факт, что ему довелось дирижировать Rokko Philarmonic Orchestra японского города Кобэ и там же проводить мастер-классы, ставить оперу «Тоска» в Grand Opera Pusan (Южная Корея), читать лекции и давать мастер-классы в Hunter College of New York City University (Нью-Йорк).
Он лауреат первой премии Международного конкурса им. Пьяццоллы.
В настоящее время Вячеслав Прасолов – доцент кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории.
Программа концерта составлена из сочинений, которые мог бы выбрать сам Арнольд Михайлович: увертюры Вагнера, Россини, симфония «Манфред» Чайковского – репертуарные сочинения оркестра. Они прозвучат в этой последовательности в порядке дирижирования Натальей Базалевой, Олегом Бураковым и Вячеславом Прасоловым.
Увертюра к опере Вагнера «Тангейзер» сразу стала самостоятельным произведением с чёткой драматургией самой оперы. Причём сюжет оперы определился далеко не сразу, он выстраивался постепенно: Вагнер, автор либретто, неоднократно изменял и расширял сцены, например, в гроте Венеры, ввёл вакханалию, переписывал финал, переделывал увертюру. Он стремился заострить главные противопоставления: вакханалии и строгости, света и тьмы, чувственности и чистоты. Это и воплотилось в увертюре, которую пронзает, как и всю оперу, бурная, чувственная музыка, наполненная страстью.
Увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» – это своего рода программная свободная симфоническая оркестровая поэма, которая может жить и живёт отдельно от оперы. Увертюра рисует главный сюжетный план посредством лейтмотивов: начинается медленным вступлением виолончелей, тембр которых – символ любви Телля к сыну. Следующий раздел – картина грозы и шторма. Далее пасторальная идиллия призвана выразить заветную мечту героя оперы о свободной Швейцарии. Внезапно всё взрывается боевым сигналом трубы, за которым следует финальный галоп – это атака швейцарцев, которые победят австрийских оккупантов.
«Манфред» – симфония Чайковского по драматической поэме Байрона, единственный случай в творчестве композитора с опубликованной программой в начале каждой части. Замысел симфонии и эскизы появились, когда Пётр Ильич находился в Швейцарии, где, среди скал и дикой природы, разворачивалось действие поэмы. Чайковский даже предполагал сделать из этой «совершенно невозможной по растянутости симфонии» симфоническую поэму. Работа шла медленно, но всё-таки через четыре месяца была закончена. И друзья, и критики, и сам автор отнеслись к написанному произведению весьма неоднозначно. Сразу после премьеры все, кроме Чайковского, не испытали восторга. Он же написал: «Я думаю, что это моё лучшее симфоническое сочинение...» Однако спустя полгода его мнение резко изменилось: «Что же касается „Манфреда”, то без всякого желания порисоваться скромностью, скажу, что это произведение отвратительное, и что я его глубоко ненавижу за исключением одной первой части... (особенно финал есть нечто смертельное)...»
Интерес к четырёхчастной структуре программной музыки возник у русских композиторов после опыта Гектора Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»). Н.А. Римский-Корсаков, например, сочинил сюиту «Антар» в четырёх частях. Критик Владимир Стасов написал продолжение «Гарольда» по мотивам «Манфреда» Байрона и отправил его М.А. Балакиреву, которому сценарий не понравился. Он его переслал Берлиозу. Берлиоз отказался и вернул программу обратно. И тогда Балакирев предложил написать симфонию П.И. Чайковскому. Чайковский, глубоко уважавший Балакирева, не посмел отказаться, хотя не испытывал большого интереса к сюжету и желания писать симфонию. Но, в конце концов, она была создана и посвящена Милию Алексеевичу.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)