Загрузка...

Шостакович

Абонемент №16 (2020-21) Портреты композиторов

В программе:

«Испанские песни», соч.100
«Пять романсов на слова Е. Долматовского», соч.98
Прелюдия и фуга ре минор, соч.87 № 24
Фортепианное трио № 2 ми минор, соч.67 «Памяти И. И. Соллертинского»


Дмитрия Шостаковича справедливо называют и летописцем эпохи, и трагиком, и величайшим симфонистом ХХ века. На первый взгляд, монументальные симфонические полотна оставляют в тени его камерное наследие, но это обманчивое впечатление – композитор достаточно полно высказался во всех жанрах.

Мы предлагаем слушателям камерный портрет Шостаковича. Его программа составлена так, чтобы вокальные и инструментальные сочинения были представлены в равной мере.

Большинство вокальных произведений композитора объединены в циклы. Они чрезвычайно разнообразны не только по тексту, но и по характеру: драматический «Из еврейской народной поэзии», сатирические «Пять романсов на слова из журнала "Крокодил"», философская «Сюита на слова Микеланджело».

В нашем концерте прозвучат два вокальных цикла, созданных в 50-е годы. «Пять романсов на слова Е. Долматовского» проникнуты любовной лирикой. Пять настроений любви и практически законченный сюжет: День встречи, День признаний, День обид, День радости, День воспоминаний.

Цикл «Испанские песни» навеян подлинными напевами, которые передала Шостаковичу певица Зара Долуханова. Ярко выраженная стилевая индивидуальность Шостаковича здесь словно маскируется в угоду национального колорита.

Фортепианный цикл 24 прелюдии и фуги, безусловно, относится к области камерной музыки. Но какой монументальный замысел! Шостакович практически повторил «подвиг» И.С. Баха. После Шостаковича на такое решились только два композитора: Р. Щедрин и С. Слонимский. В концерте прозвучат Прелюдия и фуга ре минор.

Фортепианное трио № 2 памяти И.И. Соллертинского завершает наш концерт. Это произведение – отчаянный отклик Шостаковича на безвременную смерть своего ближайшего друга, выдающегося музыковеда и лектора, человека блестящей эрудиции И.И. Соллертинского.

«Всякая народная музыка прекрасна, но … еврейская – уникальна... Я не устаю восхищаться её многогранностью: она может казаться радостной, будучи трагичной. Почти всегда в ней – смех сквозь слезы. Это качество еврейской народной музыки близко моему пониманию того, какой должна быть музыка вообще. В ней всегда должны присутствовать два слоя…», – писал Д.Д. Шостакович. Подобную тему Дмитрий Дмитриевич сочинил для своего Фортепианного трио. Много позже она прозвучит в его гениальном Восьмом квартете.

Между понятием симфонизм и симфонический оркестр нельзя ставить знак равенства. Симфонизм – это способ мышления, когда заявленный материал подвергается развитию, переосмыслению, трансформации и выстраивается в драматургически продуманный процесс. Симфонизм может проявиться и в камерных произведениях. Сказанное в полной мере относится к Фортепианному трио №2 Шостаковича. Композитор создал музыкальный памятник своему другу.

Судьба произведения тесно связана с Новосибирском, но это – отдельная тема, которой автор и ведущий программы Владимир Калужский непременно коснётся на концерте.

12+
21 февраля 16:00
Камерный зал филармонии 400 – 600 р. Купить билет

Наверх