Абонемент №16 (2023–24) «Портреты композиторов»
Изменение состава исполнителей
Струнный квартет № 1 ля мажор, ор. 2
Дуэты для двух скрипок, ор. 49
Фортепианные миниатюры
Избранные романсы
Рейнгольд Морицевич Глиэр – выдающийся российский и советский композитор, автор музыки к первому в СССР балету «Красный мак» и знаменитому балету «Медный всадник», мелодия из которого стала гимном Санкт-Петербурга. Глиэр единственный композитор в нашей стране, кто был трижды награжден и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России – премией имени М.И. Глинки, и трижды – самой престижной премией Советского Союза – Сталинской.
Первым и основным музыкальным инструментом Глиэра была скрипка и это во многом определило особенности его композиторского творчества. Еще в студенческие годы он был участником струнного квартета, переиграл большое количество произведений для этого состава, изучил сложный и богатый квартетный репертуар. Зная возможности и особенности струнных, Глиэр написал ряд сочинений для них. Четыре квартета вошли в антологию этого академического музыкального жанра, а Романс для скрипки с фортепиано считается одной из музыкальных жемчужин. Да и в целом, жанр романса занимает особое место в его творчестве.
Композитор до конца жизни был верен основам русской классической школы. Глиэр считал, что музыка должна украшать жизнь и быть проста и понятна. Это было его эстетическим принципом в любую эпоху. Его творческое наследие огромно, им создано около пятисот произведений в разных жанрах: оперы, балеты, симфонические произведения, множество инструментальных пьес, сочинения для детей, музыка для театра и кино. Он всегда выступал за дружбу народов и сохранение национальных традиций, искал пути слияния народных культур, жил и работал в Москве, Киеве, Ташкенте, Баку…
«Настоящий русский советский композитор невероятных масштабов, из большого русского композитора обратившийся в большого советского композитора, не поступившись, по сути, ничем: как Блок и Брюсов в поэзии, Сергеев-Ценский и Вересаев в прозе, Игорь Грабарь и Пётр Кончаловский в живописи. То и было сохранением великой преемственности», – сказал о Глиэре писатель и публицист, наш современник Захар Прилепин.