В программе – мировая премьера сочинения Алемдара Караманова – его Четвёртая симфония, первое исполнение в Новосибирске сюиты Альфреда Шнитке из балета «Эскизы» и Первый скрипичный концерт Сергея Прокофьева. Как обычно, дирижёр Михаил Грановский представляет сочинения редко исполняемые, а то и вовсе впервые увидевшие свет.
Алемдар Сабитович Караманов, «симферопольский отшельник», – советский композитор. Он создал только симфоний двадцать четыре, а ещё множество других сочинений для оркестра, хора, для камерного ансамбля, а также был автором музыки для театра и кино. В 60-годы Караманов подвергся жесточайшей критике за увлечение авангардом подобно Шнитке и Губайдулиной. И автором этих высказываний был его консерваторский педагог Дмитрий Кабалевский. Караманов порвал с московской жизнью и уединился в родном Симферополе. Отныне он писал музыку, проникнутую религиозными чувствами.
Но Четвёртая симфония – симфония юности. По форме – это сюита. Она написана под влиянием светлых чувств, радостного восприятия жизни, лирических излияний молодого темпераментного человека. Судьба её, как и многих сочинений Алемдара Караманова, автора немалого количества незавершённых сочинений, и ещё большего – завершённых, но до сих пор не исполненных, оказалась печальной. Она обрела жизнь буквально сейчас, благодаря Михаилу Грановскому и Новосибирскому академическому симфоническому оркестру.
Сергей Сергеевич Прокофьев с 1908 года некоторое время состоял в Петербургском кружке «Вечера современной музыки». Консерваторию он окончил в 1909 году. Его стиль тогда относили к «футуристическому», по выражению критиков того времени. Это было закономерно для молодого композитора, находящегося в курсе современных веяний. Но и мелодичные неоклассические пьесы были в его портфеле. Концерт для скрипки вырос из небольшого Концертино, которое было задумано Прокофьевым в 1915 году. Однако Прокофьев не был бы Прокофьевым, если бы оставил Концерт во всех отношениях классическим. Он поменял привычные темпы частей: крайние части были медленными, а средняя – быстрой. Произведение было закончено в 1917 году, но запланированному исполнению помешали революционные события. Известность Концерт сначала получил в Европе и Америке шесть лет спустя благодаря знаменитому венгерскому скрипачу Йожефу Сигети. В это время Прокофьев уже жил за границей.
Альфред Гарриевич Шнитке – советский композитор, педагог и музыковед. Родился в 1934 году в семье поволжских немцев в Энгельсе, Автономной ССР немцев Поволжья. Какое-то время семья жила в Вене, куда был направлен по службе отец. Вернувшись в Россию, Альфред окончил Московскую консерваторию по классу сочинения Евгения Голубева и преподавал в консерватории. Но вскоре стал свободным художником. В 1990 году Альфред Гарриевич со своей семьёй переехал в Германию.
Он писал практически во всех жанрах, отдавая предпочтение симфониям и концертам, и в том числе музыку к кинофильмам: «Восхождение», «Ты и я» Ларисы Шепитько, «Осень» Андрея Смирнова, «И всё-таки я верю» Михаила Ромма, фильмам Элема Климова «Агония», «Спорт, спорт, спорт»; фильмам «Экипаж», «Белорусский вокзал», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и многим другим, Также много музыки написано им для мультипликационных фильмов.
Шнитке писал музыку и для сцены. «Эскизы» – одноактная балетная версия творчества Николая Васильевича Гоголя. Основой музыки стала «Ревизская сказка». В одиннадцати эпизодах балета (двадцать две картины) выходили на сцену герои «Петербургских повестей», «Ревизора», «Мёртвых душ» и сам Николай Васильевич. По форме – это сюита. Изюминкой музыки было совместное творчество трёх композиторов, сочинивших марш Лебедя, Рака и Щуки – это первая и последняя картины. Его авторы – сам Альфред Шнитке, София Губайдулина и Эдисон Денисов. Премьера балета состоялась 18 января 1985 года в Большом театре. Кое-кто полагал, что прямолинейность в создании образа Н.В. Гоголя лишает его глубины, и отмечал в звучании спектакля «налёт демонстративной банальности».
Интересно, что Альфред Гарриевич считал этот отзыв принципиально важной и сознательно воплощённой в балете чертой. Банальность в «Эскизах» образно приравнивается ко всему низменному и пошлому, что напрямую связано со злом и чертовщиной.
Михаил Грановский с 2023 года является главным дирижёром Ростовского государственного музыкального театра. Работал в Большом театре, Екатеринбургском театре оперы и балета, Михайловском театре, Пермском, Башкирском, Татарском, Красноярском театрах оперы и балета, Царицынской опере и за рубежом: Бангкоке, Лиссабоне, Мехико, Сараево, Боготе, был приглашённым дирижёром в Universal ballet (Сеул, Корея).
В 2021 году участвовал в XVI Международном фестивале искусств имени Андрея Сахарова в Нижнем Новгороде.
В 2024 году провёл спектакли театра («Турандот» и балет «Золушка») на исторической сцене Большого театра.
Сотрудничает с лучшими оркестрами и солистами России. Осуществил российскую премьеру камерной версии Фараджа Караева монодрамы Арнольда Шёнберга «Ожидание» со «Студией новой музыки».
Мария Баева-Кузнецова, артистка Новосибирского академического симфонического оркестра, родилась в 1999 году в городе Камень-на-Оби в семье музыкантов. В 2018 году окончила Новосибирскую специальную музыкальную школу (класс профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Марины Кузиной-Койфман), в 2024 году – Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки (класс профессора, заслуженной артистки РФ Елены Баскиной). Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. В рамках гастролей фонда неоднократно выступала на различных концертных площадках Москвы, в том числе в Московском международном Доме музыки и в Оружейной палате Московского Кремля.
При поддержке фонда Владимира Спивакова в 2012 году являлась посетителем и слушателем фестиваля в Вербье (Швейцария).
Мария – лауреат IX Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, лауреат и призёр многих всероссийских и международных конкурсов, в их числе: IX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», Международный конкурс имени Хиндемита (Берлин, Германия); Молодёжные Дельфийские игры XVII (Владивосток), XVIII (Ростов-на-Дону); «Запад – Сибирь – Восток» (Новосибирск); Inter Cordes (Париж, Франция).