Николай Карлович Метнер – русский пианист и композитор, родился в Москве (1879) в Российской империи и окончил свои дни в Лондоне, почти в наше (относительно) время – в 1951 году. Его предки по линии обоих родителей были из Скандинавии, но ко времени его рождения семья порядком обрусела. Николай Карлович выучился на пианиста в Московской консерватории (пианистом он был первоклассным), а композицией занимался в основном самостоятельно. У него нет ни одного сочинения, в котором не было бы задействовано фортепиано. Больше того, он писал всё только для своего любимого инструмента – одного или в сочетании с другими инструментами, с голосом или вместе с оркестром.
В его музыке слышится сплетение чёткой европейской формы и русской распевной мелодии, и эта связь проявилась, безусловно, с самых первых сочинений.
Первый фортепианный концерт, пожалуй, самое драматичное произведение Метнера. Он был написан в годы Первой мировой войны, и потрясения эпохи, безусловно, наложили отпечаток на характер музыки. Сам композитор горячо любил это произведение и с охотой включал его в программу гастрольных туров в Соединённых Штатах, Англии, Польше. В нашей программе его исполнит Мирослав Култышев, молодой пианист Санкт-Петербургской школы. Он лауреат многочисленных всероссийских и международных конкурсов, а в 2007 году стал победителем ХIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Пианист играет с оркестрами под управлением таких мастеров, как В. Гергиев, Ю. Башмет, В. Ашкенази, В. Синайский, М. Горенштейн, В. Петренко, И. Марин, Н. Алексеев, А. Дмитриев.
Пятая симфония Антонина Дворжака имеет непростую историю по поводу нумерации. Как известно, замечательный чешский композитор Дворжак написал девять симфоний, в том числе знаменитую «Из Нового Света», но с номерами вышла путаница, которую до сих пор не сразу можно распутать. Из всех ранних симфоний Дворжака только Пятая была издана при жизни композитора. К этому времени уже были опубликованы Шестая и Седьмая, обозначенные издателем Зимроком как Первая и Вторая. Он обозначил Симфонию № 5 как Третью. В эту путаницу внёс ясность чешский музыковед Отакар Шоурек (1883–1956), но и сейчас надо чётко представлять, о какой симфонии идёт речь.
Пятая симфония не имеет программы, но из-за характера музыки она получила эпитеты «весенняя», «пасторальная», потому что её образы и тональность Фа мажор сразу вызвали (и продолжают вызывать) ассоциации с Пасторальной симфонией Бетховена.
Эта замечательная программа будет исполнена под управлением молодого, но уже чрезвычайно известного музыканта, заслуженного артиста России Ивана Рудина. Он лауреат многочисленных престижных фортепианных конкурсов. С 2017 года возглавляет Московский государственный симфонический оркестр. С 2022-го – он генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье». Профессию дирижёра получил в классе профессора Санкт-Петербургской консерватории Владимира Альтшулера. В мае этого, 2024 года дебютирует в Большом театре спектаклем «Иоланта» Чайковского.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)