Увертюра к опере Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» – совершенно самостоятельное симфоническое произведение. Сначала была написана опера, а потом по темам оперы, по развитию сюжета Глинка написал увертюру. Она насыщена стремительностью и, по словам автора, «летит на всех парусах». Её ликующее завершение, как и финал оперы, символизирует победу света и любви над миром зла.
Кстати, первая постановка оперы прошла 9 декабря 1842 года в Большом театре Санкт-Петербурга. Возможно, наличие Большого театра в Санкт-Петербурге для кого-то окажется неизвестным фактом. Да, в Санкт-Петербурге в 1784–1886 гг. был свой Большой театр, он ещё назывался Каменным театром.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут.
И, взявшись, занавес шумит.
А. Пушкин
После очередного пожара и реконструкции по инициативе Антона Григорьевича Рубинштейна, директора Санкт-Петербургской консерватории, здание было решено передать первому в России высшему музыкальному учебному заведению.
Нет ничего лучше концертной и театральной традиций давать перед Новым Годом и Рождеством балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» или исполнять музыку этих балетов!
Пётр Ильич Чайковский! «Вальс цветов» из «Щелкунчика»! Ещё не донца оркестровав музыку балета, Чайковский решил, что надо сделать сюиту из лучших, по его мнению, номеров. Ведь его балеты – это не просто музыкальное оформление танцев, это настоящая симфоническая музыка! Он сознавал, что до него не было такого в русской традиции. В том же 1892 году, когда прошла премьера балета в Мариинском театре, шесть номеров из балета, в том числе Вальс цветов, под управлением автора с большим успехом были исполнены в одном из симфонических концертов Русского Музыкального Общества.
Не только публика с восторгом приняла и балет, и сюиту: Антон Степанович Аренский сразу сделал переложение сюиты для фортепиано в четыре руки, а два года спустя он сделал переложение всей партитуры балета.
Балет «Спящая красавица» с музыкой Петра Ильича Чайковского в постановке знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа сразу был признан «роскошным» – собственно, благодаря музыке. Самый известный критик того времени Борис Асафьев отметил, что «Спящая красавица» имеет в развитии русского балета то же значение, что «Руслан и Людмила» в опере».
Чайковский, автор четырёх сюит, специально написанных для симфонического оркестра, и ещё сюиты из «Щелкунчика», не сделал сюиту из «Спящей красавицы».
Есть популярная сюита из 5-ти номеров, в которой дирижёры номера могут менять местами, и авторские – Владимира Федосеева, Михаила Плетнёва, Марка Горенштейна.
«Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского появились благодаря знакомству композитора с молодым художником Виктором Александровичем Гартманом, который, к сожалению, рано ушёл из жизни. Мусоргский остро переживал смерть друга. Стасов провёл в феврале–марте 1874 года в Императорской академии художеств посмертную выставку работ Гартмана, созданных за 15 лет. Их было около 400. Мусоргский посетил выставку и решил написать цикл из нескольких «заграничных» картинок, присоединив к ним два эскиза на русскую тему. Эскизы, наброски, рисунки разбудили фантазию композитора. Музыкальные картинки выходят за пределы живописных. Пьесы связываются «Прогулкой» – автор ходит от картины к картине по галерее. Его тяжеловесный шаг услышали в пьесе-интермедии друзья Мусоргского.
Цикл был написан для фортепиано – Модест Петрович был превосходным пианистом. Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора в 1886 году, в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Вскоре М.М. Тушмалов (1861–1896) при участии Римского-Корсакова оркестровал главные части «Картинок». Но сначала это уникальное произведение и по тематике и по структуре не было особенно популярным. Мировую известность «Картинки» приобрели после того, как их оркестровал Морис Равель и исполнил Бостонский симфонический оркестр под управлением Сержа (Сергея) Кусевицкого в Париже 19 октября 1922 года. И через несколько лет в этом исполнении вышла первая грамзапись.
Программу представит молодой дирижёр Алексей РУБИН, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, лауреат нескольких всероссийских конкурсов. В сентябре 2022 года он стал дирижёром Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
В 2023 году дирижёр был награждён почётной грамотой Президента РФ за большой вклад в организацию и проведение мероприятий, посвящённых значимым событиям российской культуры. Также в 2023 году Алексей Рубин вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Светланова аккомпанировал пианистам в финале XVII международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Новосибирский академический симфонический оркестр Дирижеры – Наталья Базалева, Олег Бураков, Вячеслав Прасолов
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)