Абонемент №1 (2022–23) «Вечера с симфоническим оркестром-1»
Пушкинская карта
Скрябин. Мечты
Концерт для фортепиано с оркестром
Симфония № 2
Александр Николаевич Скрябин занимает в истории музыки особое место. Он был не только гениальным пианистом и композитором, он считал, что его предназначение – осуществление грандиозных задач, выходящих за пределы музыки. Всю жизнь он шёл к одной цели: соединить музыку с другими искусствами и средствами объединённого творчества обратиться ко всему человечеству во имя переворота к идеальному будущему. Скрябин жил этой утопической идеей и воплощал её в своих сочинениях, страстных, пламенных, с огромным накалом чувств.
Любимым инструментом Александра Скрябина было фортепиано, и он был превосходным пианистом. Когда Скрябин был маленьким мальчиком, рояль был для него почти живым, нежно любимым существом, которое он даже целовал перед сном. Когда рояль выносили из квартиры при переезде летом на дачу, Саша страшно волновался, убегал из комнаты и прятал голову под подушку, чтобы не слышать звуков, издаваемых инструментом при переносе.
К середине 90-х годов Скрябин в своём фортепианном творчестве достигает безукоризненного мастерства.
Фортепианный концерт, написанный в 1897 году, демонстрирует все новации, включая форму – нет резкого разделения на три части, есть стремление к поэмности, к драматургическому объединению сочинения.
Вообще середина 90-х годов для Скрябина стала началом нового творческого этапа: любовь к миниатюрам не ушла, но появились сочинения крупной формы. И раньше уже были написаны небольшие пьесы для симфонического оркестра, но ни одна из них не была напечатана и исполнена. Пьеса
«Мечты» была первым симфоническим сочинением, увидевшим свет. Прелюдию «Мечты» часто называют поэмой. Пожалуй, для поэмы она недостаточно объёмна – длится около пяти минут. Но в этом первом сочинении для оркестра появилось то, что пронизывает все произведения Александра Николаевича Скрябина –– воплощённые в музыке душевное томление, призрачная мечта о чём-то, что невозможно выразить словами.
Вторая симфония – не только музыка. Это философская концепция, отражающая мировоззрение автора: от суровости – к скорби; через дерзкий порыв, опьянение страстью и грозно бушующие стихии – к утверждению силы и мощи человека. Торжество человека Скрябин хотел выразить не внешней торжественностью, а «лёгкой игрой, смеющейся радостью», по выражению одного из биографов композитора. Формула «от мрака к свету», несмотря на как будто бы банальность, выражает в очень большой степени принцип творчества Александра Николаевича Скрябина, великого русского композитора. Не все оценили Симфонию по достоинству: «После Скрябина Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом», – пишет петербургский друг Скрябина, композитор Лядов. Аренский, бывший учителем Скрябина, пишет: «Не понимаю, как Лядов решился дирижировать таким вздором. Я пошёл послушать, только чтобы посмеяться, Глазунов вовсе не пошёл в концерт, а Римский-Корсаков говорил, что он не понимает, как можно до такой степени обесценивать консонанс, как это делает Скрябин».
Дирижирует Марк ГОРЕНШТЕЙН, народный артист России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Фортепианный концерт исполняет Евгений МИХАЙЛОВ, народный артист Республики Татарстан, заслуженный артист Удмуртской Республики, заслуженный артист Российской Федерации.