В программе лишь один композитор и одно сочинение: Густав Малер. Девятая симфония. Но в ней заключён целый мир. Номер этой Симфония считался роковым у композиторов. Девятая стала последней у Бетховена, Шуберта. И Малер, написав девятое по счёту симфоническое сочинение – «Песнь о земле» для хора, контральто и оркестра, не захотел давать ему порядкового номера и называть симфонией. Он был болен и суеверно боялся, что Симфония № 9 приведёт его к концу жизни. Прошёл год, и была написана следующая симфония, которая фактически была Десятой. «Песнь о земле» была убрана из списка симфоний, а новая стала Девятой.
При жизни Густав Малер прежде всего был известен как один из крупнейших дирижёров. А ведь он не имел глубокого дирижёрского образования. Иногда его называли «дирижёром без учителя». В 15 лет из местечка Калиште, что в Чехии (тогда Австро-Богемская империя) юноша уехал в Вену, поступил в консерваторию и стал брать уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Брукнера. Ещё он посещал курсы истории и философии в университете. Начал писать музыку для камерного состава, песни. Из песен и вокальных циклов рождались замыслы симфоний. И к дирижированию и к сочинению он относился с энтузиазмом.
Он трижды дирижировал в России. В 1892 году ставил «Евгения Онегина». Чайковский заметил: «Капельмейстер не какой-то средней руки, а гениальный…».
При жизни Малер как композитор не был обласкан славой. Но он был уверен, что его сочинения опережают время. «О, если б я мог исполнять мои симфонии через пятьдесят лет после моей смерти!» – писал он. Его творчество называют своего рода мостом между поздним австро-германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века. Малер постоянно искал что-то новое, но всё разнообразие средств ему нужно было только для одного: выразить сочувствие страдающему большинству человечества.
Главное настроение Девятой симфонии, несмотря на мажорную тональность, не слишком оптимистично. Даже перейдя рубеж «Девятой», тяжело больной композитор чувствовал, что его дни сочтены, он постепенно прощался с иллюзиями, с жизнью, которая, несмотря ни на что, была прекрасна…
«Это музыка из другого мира, она исходит из вечности». (Герберт фон Караян)
Девятую симфонию Малера нельзя отнести к часто исполняемым. Оркестр играл её в 2002 году под управлением Томаса Зандерлинга. Сегодня за пультом – Димитрис Ботинис, наш художественный руководитель и главный дирижёр, отмеченный не только первыми премиями и всеми специальными призами престижнейших конкурсов: Международного конкурса дирижёров имени Антонио Педротти (Италия), I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва), но и премией Президента РФ для молодых деятелей культуры за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность.
«Очень интересно исполнять коллективом большие музыкальные полотна. В этом сезоне у нас есть такая возможность – это Девятая симфония Малера», сказал Маэстро, а у нас есть редкая возможность её услышать.
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
>
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. «Аллегро аппассионато» для виолончели с оркестром
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Нильсен. «Гелиос», увертюра для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром
Холст. «Планеты», симфоническая сюита
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Ключко, фортепиано (Москва)
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов