В программе лишь один композитор и одно сочинение: Густав Малер. Девятая симфония. Но в ней заключён целый мир. Номер этой Симфония считался роковым у композиторов. Девятая стала последней у Бетховена, Шуберта. И Малер, написав девятое по счёту симфоническое сочинение – «Песнь о земле» для хора, контральто и оркестра, не захотел давать ему порядкового номера и называть симфонией. Он был болен и суеверно боялся, что Симфония № 9 приведёт его к концу жизни. Прошёл год, и была написана следующая симфония, которая фактически была Десятой. «Песнь о земле» была убрана из списка симфоний, а новая стала Девятой.
При жизни Густав Малер прежде всего был известен как один из крупнейших дирижёров. А ведь он не имел глубокого дирижёрского образования. Иногда его называли «дирижёром без учителя». В 15 лет из местечка Калиште, что в Чехии (тогда Австро-Богемская империя) юноша уехал в Вену, поступил в консерваторию и стал брать уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Брукнера. Ещё он посещал курсы истории и философии в университете. Начал писать музыку для камерного состава, песни. Из песен и вокальных циклов рождались замыслы симфоний. И к дирижированию и к сочинению он относился с энтузиазмом.
Он трижды дирижировал в России. В 1892 году ставил «Евгения Онегина». Чайковский заметил: «Капельмейстер не какой-то средней руки, а гениальный…».
При жизни Малер как композитор не был обласкан славой. Но он был уверен, что его сочинения опережают время. «О, если б я мог исполнять мои симфонии через пятьдесят лет после моей смерти!» – писал он. Его творчество называют своего рода мостом между поздним австро-германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века. Малер постоянно искал что-то новое, но всё разнообразие средств ему нужно было только для одного: выразить сочувствие страдающему большинству человечества.
Главное настроение Девятой симфонии, несмотря на мажорную тональность, не слишком оптимистично. Даже перейдя рубеж «Девятой», тяжело больной композитор чувствовал, что его дни сочтены, он постепенно прощался с иллюзиями, с жизнью, которая, несмотря ни на что, была прекрасна…
«Это музыка из другого мира, она исходит из вечности». (Герберт фон Караян)
Девятую симфонию Малера нельзя отнести к часто исполняемым. Оркестр играл её в 2002 году под управлением Томаса Зандерлинга. Сегодня за пультом – Димитрис Ботинис, наш художественный руководитель и главный дирижёр, отмеченный не только первыми премиями и всеми специальными призами престижнейших конкурсов: Международного конкурса дирижёров имени Антонио Педротти (Италия), I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва), но и премией Президента РФ для молодых деятелей культуры за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность.
«Очень интересно исполнять коллективом большие музыкальные полотна. В этом сезоне у нас есть такая возможность – это Девятая симфония Малера», сказал Маэстро, а у нас есть редкая возможность её услышать.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Лекция на Круглой сцене в 17.15 – Дарья Нехаева
Дирижер –
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ре-бемоль мажор
Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор
Шоссон. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета, 3 часть (переложение для струнного оркестра)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо ля минор, ор. 28
Ревуэльтас. «Сенсемайя», симфоническая поэма
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Симфония № 2
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
Романсы в переложении для виолончели с оркестром
Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро