Абонемент №1а (2023–24) «Вечера с симфоническим оркестром»
Пушкинская карта
Бабаджанян. Концерт для скрипки с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы»
Арно Бабаджанян… Совершенно точно, каждый более или менее взрослый слушатель знает, что это он написал замечательные песни на стихи прекрасных советских поэтов: «Сердце на снегу», «Не спеши», Верни мне музыку», «Будь со мной», «Благодарю тебя» и ещё, ещё... Но далеко не каждый, даже профессионально имеющий к музыке отношение человек, знает, что есть другие сочинения Арно Арутюновича: пьесы для струнного ансамбля, музыка для балетных миниатюр, концерты для виолончели, фортепиано и скрипки с большим симфоническим оркестром, хоровые полотна, произведения для фортепиано. За «Три фортепианные пьесы» он получил 5-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге ещё в 1947 году.
Арно родился в Ереване в 1921 году, начал там учиться, продолжал музыкальное образование в Москве, возвращался в Ереван, но в конце концов окончательно поселился в Москве. Он получил звания народного артиста Армянской ССР и СССР, был дважды награждён Государственной премией Армянской ССР (второй раз посмертно), Сталинской премией III степени, орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Его «серьёзные» сочинения исполняли Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Лев Власенко. Но в отличие от безусловно прекрасных песен его не менее замечательные сочинения в других жанрах не были особенно востребованы. Более того, изумительно красивый
Концерт для скрипки после своего первого исполнения Леонидом Коганом в 1949 году и записи на грампластинку фирмой «Мелодия» в 1972 году Вилли Моцакяном и Государственным симфоническим оркестром Армянской ССР под управлением Михаила Малунцяна вообще, как будто исчез.
Его не так давно нашёл
Гайк Казазян, в исполнении которого он прозвучит в этой программе. Скрипач – солист Московской филармонии, лауреат многочисленных международных конкурсов, один из наиболее востребованных молодых музыкантов своего поколения. Его концерты транслировали телеканалы «Культура», Mezzo, Брюссельское телевидение, радиостанции BBC в Лондоне, «Орфей» и другие.
Гайк Казазян выступает в крупнейших залах мира, играет с лучшими российскими и зарубежными оркестрами, сотрудничает с всемирно известными дирижёрами и солистами.
Первая симфония Петра Ильича Чайковского («Зимние грёзы») – это воспоминания, представления, мечты, картины, возникающие в сознании дремлющего путника в тёплой кибитке, которая катится по безбрежной снежной пустыне. Первые две части конкретно программны – они получили названия: «Грёзы зимней дорогой», «Угрюмый край, туманный край». Третья часть, скерцо, без конкретного программного заголовка, тем не менее, рисует картину снежной метели и состояние героя, оказавшегося во власти стихии. А финал переводит содержание совсем в другую сферу. Это уже не мечтания и не переживания, а картина народного праздника, в котором герой, возможно, принимал участие, покончив со своими настроениями. «Вот это настоящая русская симфония, – писал рецензент после премьеры, – в каждом такте чувствуется, что её мог написать только русский человек».
За пультом – художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра
Димитрис Ботинис, который в сентябре 2022 года занял этот пост. В прошлом сезоне он провёл гастроли оркестра в Москве (Концертный зал «Зарядье»), в Санкт-Петербурге (Концертный зал Мариинского театра, Государственная академическая капелла). Это были концерты в рамках «Дней культуры Новосибирской области».
В этом сезоне под управлением маэстро прошли гастроли в Тихвине, Великом Новгороде и Пскове под эгидой Года Рахманинова в России.
Среди абонементов Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис представляет новый абонемент: Абонемент Главного, четыре концерта.