Пушкинская карта Изменения в программе и составе исполнителей!
Концерт посвящен предстоящему юбилею Елены Фабиановны Гнесиной, основателю Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных
Моцарт. Концерт № 24 для фортепиано с оркестром
Верди. Реквием
Планируется онлайн-трансляция
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Художественный руководитель и главный дирижер – Игорь Юдин
Главный хормейстер – Светлана Болгова
Барнаульский академический хор им. А.Б. Тарнецкого
Елизавета Украинская, фортепиано (Санкт-Петербург)
Анна Пегова, сопрано (Москва)
Полина Шамаева, меццо-сопрано (Москва)
Игорь Морозов, тенор (Москва)
Михаил Гужов, бас (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Дирижер –
Главное и долгожданное событие – это, безусловно, – Реквием Джузеппе Верди. Исполнение Реквиема предваряется в первом отделении сочинением Вольфганга Амадея Моцарта. Концерт № 24 до минор для фортепиано с оркестром превосходит всё ранее созданное в истории жанра и при этом очень с ним связанное. В нём впервые зазвучал оркестр с деревянными, медными духовыми и ударными инструментами, как в симфонии. Тематизм первой части не ограничивался двумя главными темами. В музыке отсутствовала характерная порхающая лёгкость. Финал был построен на теме с восемью вариациями. Бетховен, слушая Концерт вместе с известным композитором и пианистом Крамером, воскликнул: «Крамер, мы никогда не будем в состоянии сочинить что-либо подобное!»
Концерт исполнит Елизавета Украинская – лауреат многочисленных международных конкурсов.
В 2014 году пианистка стала лауреатом премии Международного фонда культурных инициатив маэстро Темирканова.
Является солисткой Санкт-Петербургского Дома музыки с 2015 года.
С 2021 года – резидент Клуба музыкантов особняка Мясникова. Клуб музыкантов особняка – это сообщество талантливых и неравнодушных людей. Миссия Клуба – помогать одарённым молодым музыкантам развиваться профессионально и реализовывать масштабные творческие планы и проекты. Особняк был построен в 1857–1859 гг. по заказу купца Ивана Константиновича Мясникова. Реквием Верди, как и Реквием Моцарта, – сочинение, над которым время не властно. Эти произведения находятся в числе вечных музыкальных ценностей.
История создания Реквиема Верди связана с именами двух знаменитых итальянцев XIX века: Джоаккино Россини, который известен всем любителям музыки благодаря опере «Севильский цирюльник», и писатель Алессандро Манзони.
Решение написать Реквием возникло у Джузеппе Верди в связи с кончиной Россини в ноябре 1868 года. Он обратился к итальянским композиторам с предложением объединиться для сочинения траурной мессы к годовщине смерти Россини. По жребию Верди досталась заключительная часть – Libera Me. Реквием был закончен к ноябрю 1869 года, но разные причины помешали его исполнению.
Чуть позже Верди решил написать собственный Реквием памяти Россини, но работа затянулась. Поводом к её завершению послужила смерть знаменитого писателя Алессандро Манзони (22 мая 1873 года), перед которым Верди преклонялся c юных лет, считая его «образцом добродетели и патриотизма». Получилось, что Реквием был посвящён уже не Россини, а Манзони, о чём говорил и сам автор.
Первое исполнение состоялось в годовщину смерти писателя в миланском соборе Святого Марка, за дирижёрским пультом стоял автор. Его сочинение далеко ушло от старых образцов жанра, в котором главным был хор, солистов не было, оркестру отводилась скромная роль аккомпаниатора. В Реквиеме Верди, помимо большого четырёхголосного хора и полноценного симфонического оркестра, присутствуют четыре солиста. Смерть Манзони была для Верди личной утратой, и он создал произведение драматическое, пронизанное глубокими чувствами, а не в строгом «церковном» ключе.
По стилю, оперной драматургии, кантилене и виртуозности вокальных партий Реквием близок опере. «Оперность» Реквиема вызвала споры сразу при первых исполнениях и имела долгое продолжение – уместна ли она в литургическом жанре? Но при всех спорах Реквием завоевал аудиторию сразу. По свидетельствам очевидцев, ему аплодировали бурно, требуя повторения отдельных номеров. Он сразу был воспринят как музыкальная драма, а не духовное произведение.
Реквием – это первое слово сочинения и первая часть. «Requiem aetemam dona eis, Domine – покой вечный даруй им, Господи...».
Последние слова Libera Me: «Избавь меня, Господь, от вечной смерти в тот страшный день, когда содрогнутся и Небо и Земля, когда явишься Ты огнём судить род людской».
Под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Новосибирского академического симфонического оркестра Димитриса Ботиниса Реквием прозвучит в исполнении оркестра, солистов и двойного хора: к Новосибирской хоровой капелле присоединится Барнаульский академический хор имени А.Б. Тарнецкого под управлением Надежды Гончарук. Александр Тарнецкий – выпускник Новосибирской государственной консерватории 1971 года. Он работал в Барнауле и организовал там хор, который завоевал известность и признание слушателей.
Из четырёх солистов, участвующих в программе, трое – солисты Московского музыкального театра «Геликон-опера»: Анна Пегова (сопрано), Игорь Морозов (тенор) и заслуженный артист России Михаил Гужов (бас). Полина Шамаева (меццо-сопрано) – солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште.
Песни времен Великой Отечественной войны
Фрагменты из поэмы Твардовского «Василий Теркин»
Новосибирская хоровая капелла Владимир Никулин, аккордеон, баян Алексей Терехов, художественное слово
Дирижер – Игорь Юдин
Автор идеи и режиссер – Олег Нудненко
Ведущая – Марина Мамаева
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Батенев, фортепиано (студент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки)
Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Песочное шоу
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мендельсон. Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание»
Вебер. Концерт № 1 для кларнета с оркестром
Бетховен. Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром (I часть)
Новосибирский академический симфонический оркестр Данила Ефремов, кларнет
Юлия Боброва, скрипка
Юлия Иванова, виолончель
Валерия Мугатасимова, фортепиано
Дирижер – Вячеслав Прасолов
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Ко Дню славянской письменности и культуры Путешествие в мир колоколов с видеоинсталляциями
Главач. «Гимн св. Кириллу и Мефодию, просветителям славян»
Лист, Мусоргский, Свиридов, Вернер, Чен Бао-хуа
Музыкальный спектакль по мотивам мультфильмов «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов»
Новосибирская хоровая капелла Дирижер – Марина Мамаева
Инструментальный ансамбль п/у Владимира Гуляева
Режиссер – Алена Эйвазова
Музыкальный спектакль по мотивам мультфильмов «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов»
Новосибирская хоровая капелла Дирижер – Марина Мамаева
Инструментальный ансамбль п/у Владимира Гуляева
Режиссер – Алена Эйвазова
Музыкальный спектакль по мотивам мультфильмов «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов»
Новосибирская хоровая капелла Дирижер – Марина Мамаева
Инструментальный ансамбль п/у Владимира Гуляева
Режиссер – Алена Эйвазова
Р. Штраус. «Дон Кихот: Фантастические вариации на тему рыцарского характера», симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра
Шуберт. Симфония № 9 «Большая»
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Р. Штраус. «Дон Кихот: Фантастические вариации на тему рыцарского характера», симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра
Шуберт. Симфония № 9 «Большая»
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Моцарт. Концерт № 27 для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Лауреат XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (III премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Шнитке. Сюита из балета «Эскизы» (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Караманов. Симфония № 4 «Майская» (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Михаил Грановский (Ростов-на-Дону)
Шнитке. Сюита из балета «Эскизы» (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Караманов. Симфония № 4 «Майская» (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Михаил Грановский (Ростов-на-Дону)
Чайковский. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Глазунов. Симфония № 6
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер – Антон Шабуров (Ростов-на-Дону)
Чайковский. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Глазунов. Симфония № 6
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер – Антон Шабуров (Ростов-на-Дону)
Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 11 «1905 год»
Новосибирский академический симфонический оркестр Энджел Вонг, фортепиано (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Федор Безносиков (Москва)
Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 11 «1905 год»
Новосибирский академический симфонический оркестр Энджел Вонг, фортепиано (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Федор Безносиков (Москва)
Сен-Санс. «Карнавал животных», зоологическая фантазия для камерного ансамбля
Троян. «Романс лягушки»
Хазелл. Сюита «Кошки»
Швейцарская народная песня «Кукушка»
Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Штраус. Полька «На охоте»
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Анжелика Вознесенская, фортепиано
Анна Исаевич, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Сен-Санс. «Карнавал животных», зоологическая фантазия для камерного ансамбля
Троян. «Романс лягушки»
Хазелл. Сюита «Кошки»
Швейцарская народная песня «Кукушка»
Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Штраус. Полька «На охоте»
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Анжелика Вознесенская, фортепиано
Анна Исаевич, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дютийё. «Целый мир вдали», концерт для виолончели с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Чайковский. Сюита для оркестра № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Шабрие. «Испания», рапсодия для оркестра
Равель. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Массне. Балетная музыка из оперы «Сид»
Дебюсси. «Иберия»
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Шабрие. «Испания», рапсодия для оркестра
Равель. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Массне. Балетная музыка из оперы «Сид»
Дебюсси. «Иберия»
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Прокофьев. Русская увертюра для симфонического оркестра
Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Стравинский. Сюита из балета «Поцелуй феи»
Пуленк. Симфониетта
Новосибирский академический симфонический оркестр Дирижер – Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург)
Прокофьев. Русская увертюра для симфонического оркестра
Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Стравинский. Сюита из балета «Поцелуй феи»
Пуленк. Симфониетта
Новосибирский академический симфонический оркестр Дирижер – Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург)
Гуно. Опера «Фауст», балетная сюита
Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3
Брамс. Симфония № 1
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Константин Хватынец (Москва)
Гуно. Опера «Фауст», балетная сюита
Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3
Брамс. Симфония № 1
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Константин Хватынец (Москва)
Григ. «Утро», из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть)
Сен-Санс. «Одна ночь в Лиссабоне»
Гуно. «Вальпургиева ночь», балетная музыка из оперы «Фауст»
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»)
«Ночь на Лысой горе», симфоническая поэма
Прокофьев. «Сны», симфоническая картина
Чайковский. Колыбельная (переложение для саксофона-альта)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Злата Николаенко, саксофон-альт
Тимур Хвостов, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мессиан. «Забытые приношения», симфоническая медитация для оркестра
Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор
Брукнер. Симфония № 9
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Давыдченко, фортепиано (Ростов-на-Дону)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром
Прокофьев. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Никита Борисоглебский, скрипка (Москва)
Лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром
Прокофьев. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Никита Борисоглебский, скрипка (Москва)
Лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Григ. «Утро», из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть)
Сен-Санс. «Одна ночь в Лиссабоне»
Гуно. «Вальпургиева ночь», балетная музыка из оперы «Фауст»
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»)
«Ночь на Лысой горе», симфоническая поэма
Прокофьев. «Сны», симфоническая картина
Чайковский. Колыбельная (переложение для саксофона-альта)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Злата Николаенко, саксофон-альт
Тимур Хвостов, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –
Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Моцарт. Увертюра к опере «Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант» (редакция Р. Штрауса) (Первое исполнение в Новосибирске)
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4
Р. Штраус. «Из Италии», симфоническая фантазия для оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Петр Лаул, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Феликс Коробов (Москва)
Моцарт. Увертюра к опере «Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант» (редакция Р. Штрауса) (Первое исполнение в Новосибирске)
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4
Р. Штраус. «Из Италии», симфоническая фантазия для оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Петр Лаул, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Феликс Коробов (Москва)
Гендель. «Музыка для королевских фейерверков», увертюра
Вивальди. «Буря в море», концерт для флейты
«Весна» (из цикла «Времена года»)
Бах. Ария из оркестровой сюиты № 3
Де Фалья. «Танец огня» из балета «Любовь-волшебница»
Чайковский. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»)
Симфония № 4 (финал)
Мусоргский. «Быдло» (из цикла «Картинки с выставки»)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Алина Варваринская, флейта
Арсений Стрельников, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Танеев. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Дмитрий Маслеев, фортепиано (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Дирижер – Дмитрий Филатов (Екатеринбург)
Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Танеев. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Дмитрий Маслеев, фортепиано (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Дирижер – Дмитрий Филатов (Екатеринбург)
Гендель. «Музыка для королевских фейерверков», увертюра
Вивальди. «Буря в море», концерт для флейты
«Весна» (из цикла «Времена года»)
Бах. Ария из оркестровой сюиты № 3
Де Фалья. «Танец огня» из балета «Любовь-волшебница»
Чайковский. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»)
Симфония № 4 (финал)
Мусоргский. «Быдло» (из цикла «Картинки с выставки»)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Алина Варваринская, флейта
Арсений Стрельников, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Сметана. «Лагерь Валленштейна», симфоническая поэма (Первое исполнение в Новосибирске)
Вайнберг. Концерт для скрипки с оркестром
Дворжак. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Равиль Ислямов, скрипка (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Филипп Селиванов (Санкт-Петербург)
Сметана. «Лагерь Валленштейна», симфоническая поэма (Первое исполнение в Новосибирске)
Вайнберг. Концерт для скрипки с оркестром
Дворжак. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Равиль Ислямов, скрипка (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Филипп Селиванов (Санкт-Петербург)