Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Сергей Михайлович Слонимский, композитор и педагог, автор огромного списка публикаций о музыке и музыкантах, наставниках и современниках и наш современник – он родился в Ленинграде в 1932 году и умер в Санкт-Петербурге в 2020 году. Он народный артист РСФСР и лауреат различных премий, в том числе Государственных премий РСФСР и РФ и замечательной премии – Царскосельской художественной «За осмысление российской истории в музыкальных произведениях».
Слонимский – автор 8-ми опер, Реквиема, 2-х балетов, 11-ти концертов для различных инструментов с оркестром, симфонических, камерно-инструментальных, фортепианных, органных, вокальных и хоровых произведений, музыки к кинофильмам и 34-х симфоний. Двадцать третья симфония – это симфония, которую до маэстро Альтшулера никто не исполнял. «Сергей Михайлович дарил мне свои партитуры – и обязательно с автографами, – говорит дирижёр. – В 2019 году он показал мне 23-ю симфонию, которую прежде никто не решался исполнять – и я взялся её сыграть. Вскоре Слонимский преподнёс мне экземпляр партитуры, в котором значилось, что Симфония посвящена мне. Конечно, я был очень тронут».
«Каждое новое произведение Слонимского – это открытие, откровение. Поражаешься мастерству художника, умеющего в зависимости от избранной темы, эпохи, характера персонажа быть таким интонационно и стилистически разным и в то же время всегда оставаться самим собой, – отмечала музыковед Татьяна Бершадская. Сергей Сергеевич Прокофьев, великий российский композитор, пианист и дирижёр, во времена своей юности умел удивить и соучеников по Петербургской консерватории и педагогов. Недаром его называли «enfant terrible» и «человеком крайностей». Первая, «Классическая» симфония и Первый фортепианный концерт – как раз пример таких крайностей. На выпускном экзамене Прокофьев сыграл Концерт, предварительно «опробовав» его на публике в Москве двумя годами раньше, когда он был написан. «Весной 1914 года, в возрасте 23 лет, я окончил консерваторию по фортепиано и дирижёрству. Если к плохому качеству композиторского диплома я отнёсся равнодушно, то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым», – писал в своей «Автобиографии» Прокофьев. –Большую роль играло спортивное начало в связи с премией имени Рубинштейна…Я выбрал не классический концерт, а свой. Концерт мог поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники; они просто могли не сообразить, как я с нею справился». Выбор молодого и дерзкого автора был правильный. Он получил премию!
В нашей программе Концерт исполнит также молодой, очень талантливый пианист – Арсений Тарасевич-Николаев. Он родился в семье музыкантов. Его бабушка – известная советская пианистка и педагог Татьяна Петровна Николаева.
Арсений окончил Московскую консерваторию в классе народного артиста РСФСР профессора Сергея Леонидовича Доренского. Ещё во время учёбы он стал лауреатом многочисленных престижных конкурсов. Из последних конкурсных достижений – II премия и серебряная медаль Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В. Рахманинова (Москва, 2022). Арсений гастролировал по всему миру. Сейчас он выступает с лучшими оркестрами России под управлением самых знаменитых дирижёров.
Третья симфония Сергея Васильевича Рахманинова написана, пожалуй, в самые спокойные годы последнего периода творчества, в уютном новом доме, построенном на приобретённом в 1930 году участке земли в Швейцарии недалеко от Люцерна. Рахманиновы с любовью обустраивали усадьбу, название которой сложилось из первых слогов и букв их имён: СЕНАР (жену звали Наталья). В 1939 году, пытаясь убежать от войны, Рахманиновы ненадолго покидают Сенар, но оказалось, навсегда…
Творчество Рахманинова совершенно особенное, и одним словом его стиль не определить. Особенно это относится к зарубежному, позднему периоду жизни. Этот стиль вобрал в себя все тенденции времени: традиции русской музыки и джаза, знаменного распева и эстрады, песенность и жёсткую токкатность, и при этом он ни на что не похож. Такова Третья симфония. В симфонии главенствует тема любви, и это – любовь к России, о которой композитор помнил всю жизнь, и о которой не смог забыть, несмотря на страдания и потери, пережившие им и его поколением.
Владимир Абрамович Альтшулер – дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, заслуженный артист России, кавалер ордена Дружбы. Он пришёл в коллектив в 1969 году артистом группы альтов. Его дирижёрский дебют состоялся в 1984-м.
Репертуар Владимира Альтшулера поражает широтой диапазона: от баховских клавирных концертов до музыки Шостаковича к кинофильмам, от вальсов и полек И. Штрауса до сочинений Пендерецкого и Лютославского. Он исполнил огромное количество премьер, в том числе современных композиторов. Это относится и к нашей программе.
Нильсен. «Гелиос», увертюра для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске) Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром
Холст. «Планеты», симфоническая сюита
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Сергей Батенёв, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Семен Завьялов, флейта-пикколо
Иван Шиханов, флейта
Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов