Пётр Ильич весной 1878 года живёт в швейцарском Кларансе. Здесь он набирается сил после разных неприятностей. К нему приезжает друг, скрипач Иосиф Котек. Они много музицируют. В результате рождается идея: Концерт для скрипки! Чайковский очень быстро написал Концерт – всего за месяц – и посвятил его знаменитому скрипачу и педагогу Леопольду Ауэру. Но Ауэр, увидев ноты, сказал, что сыграть это невозможно! Тогда, договорившись об исполнении Концерта с британским скрипачом Адольфом Бродским, Чайковский сделал новое посвящение.
Всё-таки немногочисленные ноты с первым посвящением были напечатаны. Впервые Концерт прозвучал перед публикой в декабре 1881 года в Вене в исполнении Бродского, благодаря которому сочинение сделалось популярным сначала в Европе, а позже и в России.
А Леопольд Ауэр стал давать «это неисполнимое» произведение своим ученикам.
Как известно, в настоящее время Концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
Вторая симфония Сергея Васильевича Рахманинова – выстраданное сочинение. Двенадцать лет после провала Первой симфонии он не мог заставить себя писать в этом жанре. Но попробовал – уже не как новичок, а как автор, признанный в мире, имеющий собственный яркий творческий почерк, к тому же – прославленный пианист и дирижёр. На этот раз Рахманинова ждал большой успех. Рецензент «Русской музыкальной газеты» писал: «Новая симфония есть, прежде всего, своё, рахманиновское, свободно порождённое внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего... Это – Рахманинов, лицо в русском искусстве новое и уже определившееся. Это – артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утончённым воображением... Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. При большом разнообразии характеров выражения, при равновесии контрастов, она соединяет в себе элементы прелестного и трагически-грозного...»
Симфония была завершена к концу года. 8 (21) января 1908 года состоялась её премьера в Петербурге под управлением автора, 2 февраля она была повторена в Москве.
Мигран Агаджанян, дирижёр, родился в 1992 году и с шести лет начал учиться музыке. В 11 лет он стал лауреатом Первой премии Международного конкурса пианистов им. А. Скрябина в Париже, лауреатом конкурса «Таланты XXI века» в Киеве и конкурса пианистов в итальянском Пезаро. В 2013 году стал лауреатом 2-й премии Всероссийского конкурса дирижёров имени Ильи Мусина (Кострома), а в 2016 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в классе профессора Владимир Альтшулера. Мигран работает с оркестрами России, Берлинским молодёжным оркестром, оркестром Большого театра Женевы. В феврале 2022 года был назначен главным дирижёром Пермского театра оперы и балета.
Но он не только дирижёр. С юности, даже, пожалуй, с детства Мигран занимался вокалом. В 2010 году завоевал Гран-при на Всероссийском вокальном конкурсе «Романса трепетные звуки» (Санкт-Петербург), прошёл курс обучения в оперной студии Национальной академии Santa Cecilia (Рим), в 2011 году стал победителем конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. По приглашению Пласидо Доминго учился в Молодёжной программе Лос-Анджелеской Оперы, стажировался в Лирической опере Чикаго и Метрополитен-опере в Нью-Йорке. Он пел в лучших европейских театрах под управлением таких дирижёров, как Валерий Гергиев, Пласидо Доминго, Даниэле Рустиони, Даниэль Орен, Александр Ведерников, Маттео Бельтрами, Жан-Кристоф Спинози, Дмитрий Юровский и других.
С 2017 года Мигран – приглашённый солист Мариинского театра. Его голос – тенор. В 2018 году Агаджанян завоевал Вторую премию на Международном конкурсе оперных певцов Пласидо Доминго «Operalia» в Лиссабоне.
В 2019 стал лауреатом Третьей премии Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Анна Савкина – одна из наиболее ярких и востребованных молодых музыкантов, она удостоена высших наград на многих престижных международных конкурсах скрипачей. Анна – солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки, дважды обладатель именной премии «Газпром» и банка HSBC, лучший выпускник 2018 года Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского класса профессора Владимира Иванова, лауреат премии «Чистый звук» 2020 года за лучшую аудиозапись российской академической музыки. Скрипачка сотрудничает с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Димитрис Ботинис, Александр Рудин, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Юрий Медяник, Антон Шабуров, Анатолий Левин, Масахиро Изаки, Думитру Гойя, Паскаль Верро, Юничи Хироками, Пааво Ярви и другими.
Анна выступала на лучших сценах страны с оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Национальным Филармоническим Оркестром России, Камерными оркестрами Musica Viva, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы»; Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Симфоническим оркестром стран СНГ, симфоническим оркестром Государственной Капеллы Санкт-Петербурга, Госоркестром имени Е.Ф. Светланова, Академическим оркестром Санкт-Петербургской Филармонии. Она участница самых известных российских фестивалей, а также фестивалей в Европе, Азии и Японии.
А. Чайковский. Увертюра «Чакона большого города» (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Брух. Концерт для скрипки с оркестром № 1 соль минор, оp. 26
Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано соль минор,
оp. 19, части 3 и 4 (переложение для виолончели с
оркестром)
Бородин. Ария Кончака из оперы «Князь Игорь»
Рахманинов. Каватина Алеко из оперы «Алеко»
Пуленк. Концерт для двух фортепиано с оркестром ре минор
Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), ор. 60
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Денис Мацуев, фортепиано
Никита Борисоглебский, скрипка
Борислав Струлёв, виолончель
Лев Бакиров, фортепиано
Захар Внутских, фортепиано
Михаил Петренко, бас
Дирижер – Иван Никифорчин
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47, части 2 и 3
Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, ор. 33
Алябьев – Вьетан. «Соловей» (переложение для домры с оркестром)
Сарасате. «Цыганские напевы» (переложение для домры с оркестром)
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 До мажор, ор. 15, финал
Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, ор. 18
Новосибирский академический симфонический оркестр Денис Мацуев, фортепиано
Стефания Поспехина, скрипка
Нарек Ахназарян, виолончель
Екатерина Мочалова, домра
Варвара Заруднева, фортепиано
Дирижер – Димитрис Ботинис
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
>
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. «Аллегро аппассионато» для виолончели с оркестром
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов