Музыка XX-XXI веков
Чернаков. «Сибирская поэма» (Первое исполнение в Новосибирске)
Бородаев. «Русская весна», симфоническая картина (Мировая премьера)
Бердникова. Концерт для фортепиано с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Локшин. «Жди меня», вокально-симфоническая поэма на стихи Симонова (Первое исполнение в Новосибирске)
Шостакович. Симфония № 6
Михаил Григорьевич Грановский часто предлагает сочинения, которые исполняются или редко, или впервые. Так и эта программа – «Премьеры в Новосибирске»: мы услышим произведения, ставшие премьерными для новосибирских слушателей. Но ещё и мировую премьеру! Все авторы, кроме Локшина – поколение 80-х.
«Сибирская поэма» Алексея Чернакова посвящена Михаилу Грановскому, дирижёру и автору программы. Впервые она была исполнена в Томске в 2019 году на фестивале «Классическое лето имени Эдисона Денисова». Как написала музыковед Елена Тюрикова, «А. Чернаков представил широкомасштабное симфоническое полотно, продемонстрировав мастерское владение оркестровкой, максимально использовав возможности инструментов как по их строю, диапазону, тембровой специфике, так и по технике исполнения».
«Русская весна» Дмитрия Бородаева – это самое первое исполнение сочинения.
Музыка для Дмитрия началась с увлечения гитарой, которое привело к профессиональному обучению. Оно началось на родине – в Харькове, продолжилось в Москве и закончилось классом композиции в классе профессора Владислава Агафонникова в Московской государственной консерватории. Дмитрий – лауреат международных конкурсов исполнителей на классической гитаре в России и за рубежом и лауреат московского конкурса композиторов «Андалузские ветры» (2007).
«Русская весна», по словам автора, – «это картина рождения красоты через преодоление. Утверждение света и справедливости через борьбу, победа человечности и сострадания над лицемерием и жестокостью». Олеся Бердникова родилась в городе Гатчина Ленинградской области. В 11 лет написала свою первую музыкальную сказку про Дюймовочку. Олеся с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова и ассистентуру-стажировку в классе профессора Г.И. Банщикова. В её творческом портфеле произведения разных жанров. Она лауреат многочисленных профессиональных композиторских премий. Концерт для фортепиано с оркестром – посвящение, как говорит Олеся, любимому композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву. Олеся считает, что большую роль в образном строе Концерта играют «энергичные волевые ритмы в сочетании с жизнеутверждающей лирикой». Александр Лазаревич Локшин – композитор другого поколения. Время его творчества – середина XX века. Он родился в Бийске, детство провёл в Новосибирске, учился в Московской государственной консерватории. Когда началась Великая Отечественная война, вместе с другими студентами по ночам дежурил на крыше консерватории, чтобы спасти здание от зажигательных бомб, затем уехал к родителям в Новосибирск, устроился на работу, а по ночам писал вокально-симфоническую поэму «Жди меня» на стихи К. Симонова. В Новосибирске она и была исполнена Заслуженным коллективом республики симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, который находился здесь в эвакуации, под управлением Е.А. Мравинского. И это придало сил композитору и уверенности в избранном пути. За сочинение первой вокально-симфонической поэмы «Цветы зла» на стихи Шарля Бодлера (1939) Александр Лазаревич, тогда просто Саша, поплатился изгнанием из консерватории. Диплом (причём с отличием) он получил лишь в 1944 году.
В те же 30-е годы Дмитрий Дмитриевич Шостакович очень много работал в жанрах камерной музыки. Писать крупные сочинения, особенно оперу, он не мог себя заставить – так сильно ранила его статья «Сумбур вместо музыки» от 28 января 1936 года в газете «Правда», разгромившая оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Он занимался своим первым струнным квартетом. И во время сочинения возник замысел произведения, над которым он трудился почти весь 1939-й год. Это была Шестая симфония. Результат оказался неожиданным для всех.
Неожиданным было всё, начиная от трёх частей вместо традиционных четырёх, от отсутствия первого быстрого сонатного аллегро в начале симфонии и похожих по характеру второй и финальной третьей части. «Симфония без головы» – называли Шестую некоторые критики. Но истинные ценители творчества композитора понимали, что Шестая симфония – «это музыка удивительной красоты, чистоты и глубины», как о ней сказала известный лектор и музыковед Людмила Михеева-Соллертинская. Михаил Григорьевич Грановский был дирижёром Большого театра и Екатеринбургского театра оперы и балета, работал в Михайловском, Пермском, Башкирском, Татарском, Красноярском театрах; театрах Бангкока, Лиссабона, Мехико; дирижировал лучшими оркестрами России, неоднократно стоял за пультом Новосибирского академического симфонического оркестра; записывал с ним музыку для «Универсал балет» (Сеул, республика Корея) – с этой компанией дирижёр давно сотрудничает. С 2018 по 2022 год Грановский возглавлял Томский академический симфонический оркестр, с которым проводил международные фестивали в Томске. Оркестр участвовал в форумах в Томске, Москве, Екатеринбурге. Анастасия Лепешинская, певица с редким сочетанием в репертуаре колоратурных оперных партий (Розина – «Севильский цирюльник», Золушка – «Золушка» Россини) и партий, требующих мощного звучания голоса (Кармен – «Кармен» Бизе, Амнерис – «Аида» Верди, Любаша – «Царская невеста» Римского-Корсакова).
Её меццо-сопрано и артистический талант известны во многих российских театрах, в том числе в Новосибирске. Анастасия гастролировала во многих странах. Она постоянная участница значительных оперных и музыкальных фестивалей. Из последних – «Звёзды на Байкале» (Иркутск), «Видеть музыку» (Москва), «Крещенский фестиваль» (Москва).
Новосибирская пианистка Дания Хайбуллина, родом из казахстанского города Семипалатинска, получив первое начальное музыкальное образование, продолжила его в знаменитой Новосибирской специальной музыкальной школе в классе преподавателя Светланы Анатольевны Пудовкиной. Потом была Новосибирская государственная консерватория, ассистентура-стажировка в классе легендарного профессора Мери Симховны Лебензон. Она ведёт активную концертную деятельность. Дания – лауреат многочисленных всероссийских и международных конкурсов, многочисленных премий, в том числе имени Мери Симховны Лебензон, учреждённой Министерством культуры Новосибирской области.
Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Прокофьев. Симфония № 5 Планируется онлайн-трансляция
Новосибирский академический симфонический оркестр Филипп Копачевский, фортепиано (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Ведущая – Дарья Нехаева
Дирижер – Димитрис Ботинис
Перенос концерта 5 октября 2024
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Новосибирский академический симфонический оркестр Денис Мацуев, фортепиано
Солисты дополнительно
Дирижер – Димитрис Ботинис
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
>
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. «Аллегро аппассионато» для виолончели с оркестром
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Нильсен. «Гелиос», увертюра для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске) Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром
Холст. «Планеты», симфоническая сюита
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Ключко, фортепиано (Москва)
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов