Абонемент №1а (2022–23) «Вечера с симфоническим оркестром-1»
Пушкинская карта
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром
Рахманинов. Симфония № 2
Пётр Ильич весной 1878 года живёт в швейцарском Кларансе. Здесь он набирается сил после разных неприятностей. К нему приезжает друг, скрипач Иосиф Котек. Они много музицируют. В результате рождается идея: Концерт для скрипки! Чайковский очень быстро написал Концерт – всего за месяц – и посвятил его знаменитому скрипачу и педагогу Леопольду Ауэру. Но Ауэр, увидев ноты, сказал, что сыграть это невозможно! Тогда, договорившись об исполнении Концерта с британским скрипачом Адольфом Бродским, Чайковский сделал новое посвящение.
Всё-таки немногочисленные ноты с первым посвящением были напечатаны. Впервые Концерт прозвучал перед публикой в декабре 1881 года в Вене в исполнении Бродского, благодаря которому сочинение сделалось популярным сначала в Европе, а позже и в России.
А Леопольд Ауэр стал давать «это неисполнимое» произведение своим ученикам.
Как известно, в настоящее время Концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
Вторая симфония Сергея Васильевича Рахманинова – выстраданное сочинение. Двенадцать лет после провала Первой симфонии он не мог заставить себя писать в этом жанре. Но попробовал – уже не как новичок, а как автор, признанный в мире, имеющий собственный яркий творческий почерк, к тому же – прославленный пианист и дирижёр. На этот раз Рахманинова ждал большой успех. Рецензент «Русской музыкальной газеты» писал: «Новая симфония есть, прежде всего, своё, рахманиновское, свободно порождённое внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего... Это – Рахманинов, лицо в русском искусстве новое и уже определившееся. Это – артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утончённым воображением... Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. При большом разнообразии характеров выражения, при равновесии контрастов, она соединяет в себе элементы прелестного и трагически-грозного...»
Симфония была завершена к концу года. 8 (21) января 1908 года состоялась её премьера в Петербурге под управлением автора, 2 февраля она была повторена в Москве.
Мигран Агаджанян, дирижёр, родился в 1992 году и с шести лет начал учиться музыке. В 11 лет он стал лауреатом Первой премии Международного конкурса пианистов им. А. Скрябина в Париже, лауреатом конкурса «Таланты XXI века» в Киеве и конкурса пианистов в итальянском Пезаро. В 2013 году стал лауреатом 2-й премии Всероссийского конкурса дирижёров имени Ильи Мусина (Кострома), а в 2016 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в классе профессора Владимир Альтшулера. Мигран работает с оркестрами России, Берлинским молодёжным оркестром, оркестром Большого театра Женевы. В феврале 2022 года был назначен главным дирижёром Пермского театра оперы и балета.
Но он не только дирижёр. С юности, даже, пожалуй, с детства Мигран занимался вокалом. В 2010 году завоевал Гран-при на Всероссийском вокальном конкурсе «Романса трепетные звуки» (Санкт-Петербург), прошёл курс обучения в оперной студии Национальной академии Santa Cecilia (Рим), в 2011 году стал победителем конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. По приглашению Пласидо Доминго учился в Молодёжной программе Лос-Анджелеской Оперы, стажировался в Лирической опере Чикаго и Метрополитен-опере в Нью-Йорке. Он пел в лучших европейских театрах под управлением таких дирижёров, как Валерий Гергиев, Пласидо Доминго, Даниэле Рустиони, Даниэль Орен, Александр Ведерников, Маттео Бельтрами, Жан-Кристоф Спинози, Дмитрий Юровский и других.
С 2017 года Мигран – приглашённый солист Мариинского театра. Его голос – тенор. В 2018 году Агаджанян завоевал Вторую премию на Международном конкурсе оперных певцов Пласидо Доминго «Operalia» в Лиссабоне.
В 2019 стал лауреатом Третьей премии Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Анна Савкина – одна из наиболее ярких и востребованных молодых музыкантов, она удостоена высших наград на многих престижных международных конкурсах скрипачей. Анна – солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки, дважды обладатель именной премии «Газпром» и банка HSBC, лучший выпускник 2018 года Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского класса профессора Владимира Иванова, лауреат премии «Чистый звук» 2020 года за лучшую аудиозапись российской академической музыки. Скрипачка сотрудничает с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Димитрис Ботинис, Александр Рудин, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Юрий Медяник, Антон Шабуров, Анатолий Левин, Масахиро Изаки, Думитру Гойя, Паскаль Верро, Юничи Хироками, Пааво Ярви и другими.
Анна выступала на лучших сценах страны с оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Национальным Филармоническим Оркестром России, Камерными оркестрами Musica Viva, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы»; Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Симфоническим оркестром стран СНГ, симфоническим оркестром Государственной Капеллы Санкт-Петербурга, Госоркестром имени Е.Ф. Светланова, Академическим оркестром Санкт-Петербургской Филармонии. Она участница самых известных российских фестивалей, а также фестивалей в Европе, Азии и Японии.