Абонемент №1а (2023–24) «Вечера с симфоническим оркестром»
Пушкинская карта
Вагнер. Вступление к опере «Парсифаль»
Р. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 2
Прокофьев. Симфония № 3
«Парсифаль» для Рихарда Вагнера – это не просто его последняя опера. Интерес к теме Грааля возник у него намного раньше, ещё во время работы над «Лоэнгрином». Вагнер постоянно думал о необходимости поведать миру тайну Святого Грааля – музыкой. Есть глубокая связь между фигурой Рихарда Вагнера и тем духовным движением, которое называют Теософией. (Богомудрие, от греч. θεός – бог и σοφία – мудрость, учение о Боге, мире и человеке). Один из постулатов: в царстве растений и богов царят невинность и целомудрие, а в животном и человеческом царстве господствует вожделение. Когда в будущем исчезнут все желания и вожделения, раскроется чаша подобно чаше растения, в которую войдёт солнечный луч, и обратится она вниз на человека. Тогда очищенная сила человека соединится с чашей. С чашей Святого Грааля.
Парсифаль сделал так, что искупление свершилось.
Второй концерт Рихарда Штрауса для валторны с оркестром – это посвящение его отцу. Штраус-младший написал всего два концерта для валторны, оба в Ми-бемоль мажоре – удобная тональность, и разница между сочинениями – 60 лет. После первого обращения к этому жанру Штраус-старший поучал сына: «Дорогой Рихард, пожалуйста, когда сочиняешь, старайся, чтобы произведение звучало мелодично, не было слишком трудным и не отдавало пианизмом». Второй концерт, как и Первый, написан в классической традиции с традиционным чередованием частей, темпов и тональностей. Но несмотря на классичность, автор обращается к эстетике прошлого с точки зрения человека, пережившего смену XIX и XX веков. Поэтому произведение, считают некоторые искусствоведы, можно было бы назвать постмодернистским.
Третья симфония Сергея Сергеевича Прокофьева произвела впечатление на публику, даже искушённую, такое, что достаточно прочитать отзыв Святослава Рихтера: «Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в Симфонии сверхинтенсивные средства выражения. В третьей части, скерцо, струнные играют такую отрывистую фигуру, которая как бы летает, точно летают сгустки угара, как если бы что-то горело в самом воздухе.»
Нотный издатель и дирижёр Сергей Кусевицкий сказал, что это симфония –величайшая со времён Шестой симфонии Чайковского.
Эта программа, хотя и не из абонемента «Главный приглашает», может пройти под тем же девизом: маэстро
Димитрис Ботинис приглашает: и тех, кто годами посещает абонементы Академического симфонического оркестра, и тех, кто специально или случайно пришёл в наши концертные залы послушать, что же исполняется в самых серьёзных программах? Вы не будете разочарованы: симфоническая музыка в исполнении маститых и молодых и более того – очень молодых музыкантов вовлечёт вас в мир, который вы захотите узнать лучше.
Александр Афанасьев, который исполнит Концерт для валторны, родился в 1986 году, но уже завоевал множество первых премий на международных конкурсах. Летом 2023 года Александр вошёл в состав жюри самого престижного мирового конкурса им. Чайковского.