Абонемент №2а (2022–23) «Вечера с симфоническим оркестром-2»
Пушкинская карта
Изменения в программе и составе исполнителей!
Моцарт. Концерт № 1 для флейты с оркестром соль мажор
Ванхаль. Концерт для контрабаса с оркестром ре мажор (Первое исполнение в Новосибирске)
Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
Штраус. Сюита из оперы «Кавалер розы»
В программе концерта прозвучат произведения композиторов, связанных между собой и эпохой и стилем.
В первом отделении – это концерты Ванхаля и Моцарта, во втором – сочинения Вагнера и Рихарда Штрауса.
Иоганн Баптист Ванхаль – чешский композитор, скрипач, виолончелист, органист, родился в 1739 году в Чехии, в местечке Неханице (близ города Градец Кралове) в крестьянской семье. Его имя по-чешски звучит как Ян Крштител Ваньхаль.
Родители поняли, что их мальчик очень музыкален, и когда он подрос, начали его учить музыке у своего односельчанина. Уже скоро юноша получил работу органиста и хормейстера. Он прекрасно играл на скрипке, и местная графиня, очарованная его талантом, в 1760 году привезла его в Вену и организовала для него уроки композиции у самого Карла Диттерса фон Диттерсдорфа. Вена стала родным городом для Яна. Благодаря любезности графини, Ванхаль мог путешествовать, знакомиться с известными музыкантами и даже музицировать вместе с ними. Иногда он играл в квартете с Гайдном, Моцартом и Диттерсдорфом. Гайдн дирижировал одной из его симфоний, а Моцарт исполнил его Концерт для скрипки. В списке сочинений Ванхаля – концерты для скрипки, органа, флейты и контрабаса. И если скрипка, орган, флейта – инструменты, сольный статус которых был привычен и для композиторов и для публики, этого нельзя было сказать о контрабасе из-за сложной техники игры.
Ванхаль познакомился с композитором и контрабасистом Иоганном Шпергером, первым контрабасистом Мекленбург-Шверинской хофкапеллы в Людвигслусте. Его игра произвела на Ванхаля неизгладимое впечатление, и он для него написал Концерт. Этот Концерт впервые прозвучит в Новосибирске. Исполнит его Евгений Рыжков, выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, победитель множества конкурсов – от областных до международных.
С 2022 года Евгений – концертмейстер группы контрабасов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича.
Концерт для флейты с оркестром № 1 Соль мажор Вольфганга Амадея Моцарта был написан в 1778 году по заказу голландского бизнесмена и музыканта-любителя Фердинанда Де Жана. Моцарт не успел написать все заказанные концерты и квартеты к моменту отъезда Де Жана, так как у него много времени отнимали сердечные страсти. Он был влюблён в Алоизию фон Вебер, но в конце концов женился на её сестре Констанце. Всё-таки первый концерт из заказанных для флейты был закончен. Его форма и характер, как и в случае с Концертом для контрабаса Ванхаля, типичны для эпохи классицизма. Соотношение «солист –оркестр» строится по принципу «соревнования». В трёхчастном цикле медленная часть обрамлена быстрыми. И хотя Вольфганг говорил, что он «терпеть не может» флейту, музыка Концерта получилась очень красивой. Его исполнит Анна Комарова, выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, лауреат многочисленных всероссийских и международных конкурсов. Она сотрудничала с музыкальными коллективами Санкт-Петербурга, играет с самыми знаменитыми музыкантами России.
С 2022 года Анна работает в оркестре musicAeterna.
Вильгельм Рихард Вагнер — немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Вошёл в историю музыки как крупнейший оперный реформатор. Его оперы - это уникальный синтез музыки и слова, музыкальные драмы, в которых музыка с огромной эмоциональной напряжённостью течёт единым потоком. Роль оркестра значительно выросла. Появились особенные аккорды – главный из них - «Тристановский».
Драма «Тристан и Изольда» – самое личное произведение Вагнера. Время работы над ней – середина 50-х годов – едва ли не самое трудное во всей биографии композитора. Страшные мучения доставляла ему любовь к Матильде Везендонк, которую он должен был преодолеть – Матильда была женой друга и покровителя композитора, богатого банкира Отто Везендонка. Активная политическая деятельность привела его на баррикады Дрезденского восстания 1849 года и, как следствие – к необходимости бежать и укрыться в Швейцарии. Правда, вынужденное одиночество обернулось знакомством с трудами Шопенгауэра, работой над грандиозной тетралогией «Кольцо нибелунга» и созданием драмы «Тристан и Изольда», в которой нашли отражение философские идеи через призму собственных убеждений и трагически-безысходная любовь.
Желание соединиться навеки – хотя бы только в смерти – об этом последняя сцена третьего акта. Отрешённая от всего, Изольда, не отрываясь, смотрит на Тристана, благородство которого привело его к смерти. С его именем на устах она умирает. В музыке Вагнера жизнь и смерть, действительно, не имеют значения.
Рихард Георг Штраус - немецкий композитор, писавший на стыке эпох позднего романтизма и раннего модернизма. Его можно назвать одним из первых экспрессионистов. Его также называют преемником Рихарда Вагнера и Ференца Листа. С раннего детства Рихард воспитывался в духе музыки классиков и романтиков. Его отец, блестящий валторнист Мюнхенского придворного оркестра, переигравший много раз оперы Вагнера «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Зигфрид», запрещал сыну дома разбирать его музыку, считая, что она низкого сорта. В 16 лет юный Штраус смог получить оперу «Тристан и Изольда» и пожалел, что это не произошло раньше.
Творческое наследие Рихарда Штрауса включает сочинения самых различных жанров. В центре внимания всегда находился жанр оперы, музыкально-театрального представления. «Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь», – любил повторять композитор. Самой радостной оперой стала «Кавалер розы»(1910) – воплощение в музыке жизни, радости любви, молодости, озорства, юмора – как у Моцарта.
Действие происходит в середине XVIII века в Вене. Это комедия переодевания, любовных интриг, соединения влюблённых – как у Бомарше. В музыке переплетается мелодика стиля рококо с вальсом, представителем XIX и XX веков. Вальс – главный элемент стилистического единства всего сочинения. Очень важный персонаж действия – кавалер розы. Без него – аристократа, которому доверена пышная церемония помолвки –преподнесение серебряной розы от предполагаемого жениха невесте, невозможно осуществить грядущее бракосочетание.
В 1945 году Штраус сделал сюиту из оперы. Она чрезвычайно популярна и исполняется чаще, чем опера.
За пультом художественный руководитель и главный дирижёр оркестра ДИМИТРИС БОТИНИС.