Где бы и с кем бы не заходил разговор о польской музыке, сразу возникает имя – Фридерик Шопен. Он был гениальным пианистом и уникальным композитором, писавшем только для фортепиано. Если не для одного фортепиано – полонезы, ноктюрны, вальсы, прелюдии, экспромты, этюды, скерцо, баллады, сонаты, то для инструментального ансамбля с фортепиано. И для фортепиано с оркестром – два концерта: в фа миноре и в ми миноре. Они были написаны, когда Шопену было всего 20 лет. Он над ними работал одновременно – с осени 1829-го по осень 1830 года. В них чувствуется принятый в то время блестящий стиль первой половины XIX века: бравурность, блеск, техничность и мелодичность тем. Но у Шопена в блеске фортепианной фактуры появились глубина переживаний, поэтичность, пылкость. Ведь концерты были написаны в период его первой любви.
Интересно, что Концерт для фортепиано с оркестром ми минор, который считается Первым, и который будет исполнен в нашей программе, на самом деле был написан немного позже фа-минорного. Но он был раньше издан – в 1833 году. А фа-минорный был издан в 1836 году и стал Вторым. Вот такая небольшая путаница произошла с номерами.
Концерт прозвучит в исполнении замечательной юной пианистки из Японии, которая начала учиться у себя на Родине, а продолжила образование и карьеру в Москве: Шио Окуи. За время обучения Шио участвовала в престижных конкурсах и фестивалях и удостоилась множества наград, в том числе и такой: «Самый популярный классический исполнитель из страны-партнёра», которую получила на церемонии вручения III Международной профессиональной музыкальной премии BraVo, она прошла в Большом театре.
В 2017 году Шио принимала участие в концерте, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
Рихард Штраус, немецкий композитор и дирижёр эпохи позднего романтизма, 65 лет выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии. Он написал 14 опер, 3 балета, 4 симфонии, 7 симфонических поэм, сюиты, концерты для разных инструментов, сочинения для хора с оркестром и a cappella, для камерно-инструментальных ансамблей, для голоса с оркестром и с фортепиано, музыку к спектаклям; он делал обработки опер других композиторов – то есть занимался всю жизнь любимым делом. И тем не менее, в шутку или всерьёз сказал ещё в юности:
«Теперь я утешаю себя сознанием того, что нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишённым».
«Жизнь героя» – последняя, седьмая поэма Штрауса, подводящая итог его десятилетней работе в этом жанре: следующее одночастное сочинение он назовёт симфонией («Домашней»). Герой обоих произведений – сам Штраус, о чём он сообщил своим друзьям. Но на вопросы о конкретной программе ответ был: «Вам нет надобности читать её. Достаточно знать, что здесь изображён Герой в борьбе со своими врагами».
За пультом художественный руководитель и главный дирижёр Оркестра Димитрис Ботинис. С его приходом у коллектива появился ещё один абонемент – Абонемент Главного. Мы ждём вас всегда!
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Семен Завьялов, флейта-пикколо
Иван Шиханов, флейта
Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Новосибирский академический симфонический оркестр Елена Таросян, скрипка (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая – Дарья Нехаева
Дирижер – Димитрис Ботинис
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Новосибирский академический симфонический оркестр Елена Таросян, скрипка (Москва)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Кастельнуово-Тедеско. Концерт №1 для гитары с оркестром
Мийо. «Бразильера» из сюиты «Скарамуш»
La Cucaracha
Абреу. Тико-тико
Родригес. Кумпарсита
Родриго. Аранхуэсский концерт (Adagio)
Пьяццолла. Libertango
Рамирес. Паломничество
Сежурне. Лоза
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Тамара Тарновская, арфа
Ирина Изаксон, арфа
Станислав Торский, ударные
Дмитрий Храмов, ударные
Валерия Терёхина, ударные
Александр Паршаков, гитара (Новосибирская специальная музыкальная школа)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Песочное шоу
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Ли Шаошень. «Сновидение неба»
Боттезини. Большой концертный дуэт для скрипки и контрабаса с оркестром
Респиги. Симфонические поэмы «Фонтаны Рима», «Пинии Рима»
Бернстайн. Увертюра к мюзиклу «Кандид»
Серенада для скрипки, струнного оркестра, арфы и ударных
Стравинский. Музыка балета «Петрушка»
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Милюков, скрипка
Дирижер – Федор Безносиков
Мендельсон. Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание»
Вебер. Концерт № 1 для кларнета с оркестром
Бетховен. Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром (I часть)
Новосибирский академический симфонический оркестр Данила Ефремов, кларнет
Юлия Боброва, скрипка
Юлия Иванова, виолончель
Валерия Мугатасимова, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Батенев, фортепиано (студент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки)
Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Песочное шоу