Сметана. «Влтава», симфоническая поэма из цикла «Моя Родина»
Шнитке. Концерт для альта с оркестром
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»
Планируется онлайн-трансляция
Бедржих Сметана, сыгравший бесценную роль в истории чешской музыки, родился в небольшом городке Австрийской империи Литомышле. Его отец был не только пивоваром, но и скрипачом, любителем, конечно. Неудивительно, что мальчик в 4 года играл на скрипке и фортепиано, в 6 выступал перед публикой, в 8 начал писать польки и разную музыку для развлечения жителей своего городка.
После окончания школы отец отправил Берджиха в Пльзень учится юриспруденции, но юноша окончательно увлёкся музыкой и начал изучать творчество Бетховена, Берлиоза, Шопена, Шумана и мастерство лучших пианистов.. Он уже живёт в Праге, зарабатывает на жизнь уроками фортепианной игры детям богатых родителей и знакомится с Кларой и Робертом Шуман, Берлиозом и Листом, с которым у него устанавливаются дружеские отношения. На молодого композитора производит впечатление новый жанр, созданный Листом – симфоническая поэма: он сам начинает писать поэмы. Через несколько лет он создаёт программный цикл «Моя родина» из шести симфонических поэм. Над ним Сметана работал с 1874 по 1879 годы – медленно, потому что постепенно погружался в полную глухоту. «Влтава» – вторая поэма цикла. Она была написана быстро, под впечатлением путешествия к истокам реки. Традиция исполнения поэм по отдельности сложилась ещё при жизни композитора. Хотя в Чехии в торжественных случаях, например, на открытии международного фестиваля «Пражская весна», «Моя родина» предстаёт полностью.
Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке посвящён Юрию Башмету, для которого он был написан летом 1985 года. Композитора связывали с ним долгие годы дружбы и взаимопонимания.
Известно, что музыка Шнитке – это экспрессивность, масштабность и сложность. Сам он считал образцом для себя, причём, недосягаемым, творчество Баха. Бах был «центром его музыкальной вселенной».
О Шнитке говорили не только в музыкальных кругах: на Всемирном философском конгрессе (1985) было отмечено, что в его сочинениях нашли отражение и борьба с неотступным злом, и моральная катастрофа человечества, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.
Альтовый концерт – это «картина мира, в котором мы живём, судьба Художника (и человека просто) в нашем жестоком бытии, с ужасом непоправимости, нежеланием что-либо изменить». Это воплощение в музыке трагичности судьбы человека в современном мире, недостижимости хотя бы «островка счастья», который вдруг на две, или даже меньше, минуты предстаёт в нежном и щемящем образе во второй части.
Концерт исполнит Андрей Усов, дважды лауреат Международного конкурса альтистов Юрия Башмета Viola Masters (1997, 2006), победитель Международного конкурса альтистов им. Лайонела Тертиса (Великобритания, 2000), лауреат молодёжной премии «Триумф» (2010).
Шестая симфония («Пасторальная») Людвига ван Бетховена – симфония о гармонии человека и природы. Она – один из первых примеров программного симфонизма – об этом говорят названия частей, – но композитор предупреждал: «Слушателю предоставляется самому определить ситуации в Sinfonia caracteristica («Воспоминание о сельской жизни»). Всякая изобразительность проигрывает, если к ней чрезмерно прибегают в инструментальной музыке. Тот, кто имеет понятие о сельской жизни, может и без многих заголовков представить себе, что хотел автор. Целое является больше выражением чувств, чем изображением, оно будет распознано и без описаний».
Бетховен уже был глух, но смирился с этим и уже не боролся с враждебной судьбой, а старался радоваться жизни: «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека».
За пультом Димитрис Ботинис, который в качестве художественного руководителя и главного дирижёра Новосибирского академического симфонического оркестра представляет разные программы коллектива и в том числе свой абонемент «Димитрис Ботинис приглашает»: ближайший концерт этого абонемента – 9-го марта.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ре-бемоль мажор
Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор
Шоссон. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета, 3 часть (переложение для струнного оркестра)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо ля минор, ор. 28
Ревуэльтас. «Сенсемайя», симфоническая поэма
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Симфония № 2
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
Романсы в переложении для виолончели с оркестром
Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро