Абонемент №1а (2023–24) «Вечера с симфоническим оркестром»
Пушкинская карта
Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Штраус. «Жизнь героя», симфоническая поэма
Где бы и с кем бы не заходил разговор о польской музыке, сразу возникает имя –
Фридерик Шопен. Он был гениальным пианистом и уникальным композитором, писавшем только для фортепиано. Если не для одного фортепиано – полонезы, ноктюрны, вальсы, прелюдии, экспромты, этюды, скерцо, баллады, сонаты, то для инструментального ансамбля с фортепиано. И для фортепиано с оркестром – два концерта: в фа миноре и в ми миноре. Они были написаны, когда Шопену было всего 20 лет. Он над ними работал одновременно – с осени 1829-го по осень 1830 года. В них чувствуется принятый в то время блестящий стиль первой половины XIX века: бравурность, блеск, техничность и мелодичность тем. Но у Шопена в блеске фортепианной фактуры появились глубина переживаний, поэтичность, пылкость. Ведь концерты были написаны в период его первой любви.
Интересно, что
Концерт для фортепиано с оркестром ми минор, который считается Первым, и который будет исполнен в нашей программе, на самом деле был написан немного позже фа-минорного. Но он был раньше издан – в 1833 году. А фа-минорный был издан в 1836 году и стал Вторым. Вот такая небольшая путаница произошла с номерами.
Концерт прозвучит в исполнении замечательной юной пианистки из Японии, которая начала учиться у себя на Родине, а продолжила образование и карьеру в Москве:
Шио Окуи. За время обучения Шио участвовала в престижных конкурсах и фестивалях и удостоилась множества наград, в том числе и такой: «Самый популярный классический исполнитель из страны-партнёра», которую получила на церемонии вручения III Международной профессиональной музыкальной премии BraVo, она прошла в Большом театре.
В 2017 году Шио принимала участие в концерте, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
Рихард Штраус, немецкий композитор и дирижёр эпохи позднего романтизма, 65 лет выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии. Он написал 14 опер, 3 балета, 4 симфонии, 7 симфонических поэм, сюиты, концерты для разных инструментов, сочинения для хора с оркестром и a cappella, для камерно-инструментальных ансамблей, для голоса с оркестром и с фортепиано, музыку к спектаклям; он делал обработки опер других композиторов – то есть занимался всю жизнь любимым делом. И тем не менее, в шутку или всерьёз сказал ещё в юности:
«Теперь я утешаю себя сознанием того, что нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишённым».
«Жизнь героя» – последняя, седьмая поэма Штрауса, подводящая итог его десятилетней работе в этом жанре: следующее одночастное сочинение он назовёт симфонией («Домашней»). Герой обоих произведений – сам Штраус, о чём он сообщил своим друзьям. Но на вопросы о конкретной программе ответ был: «Вам нет надобности читать её. Достаточно знать, что здесь изображён Герой в борьбе со своими врагами».
За пультом художественный руководитель и главный дирижёр Оркестра
Димитрис Ботинис. С его приходом у коллектива появился ещё один абонемент – Абонемент Главного. Мы ждём вас всегда!