Увертюра к опере «Похищение из сераля»
Император Священной Римской империи Иосиф II был всерьез озабочен вопросом развития немецкого национального музыкального жанра – зингшпиля. Соответствующую задачу он поставил перед главой венского придворного Бургтеатра Готтлибом Штефани. Последний обратил внимание на молодого композитора, Вольфганга Амадея Моцарта, недавно приехавшего в Вену, и предложил ему сюжет на модную в то время турецкую тему. Моцарт с жаром принялся за покорение Вены. Он сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры оперы. В сущности, это не совсем опера, а весёлая пьеса с музыкой, что и называлось зингшпилем.
Концерт № 24, до минор для фортепиано с оркестром
25 концертов для фортепиано с оркестром Моцарта произвели переворот в жанре, бывшем до тех пор исключительно «салонным». Роль фортепиано — наследника старого клавесина — принципиально изменилась: фортепиано после Моцарта и благодаря ему превратилось в солирующий инструмент, для звучания которого стала характерной яркая индивидуальность.
Интересен отзыв Моцарта о чрезвычайно быстром исполнении одного из его клавирных концертов: «Я пришёл в ужас. Неужели это можно назвать игрой? Слушатели только видят музыку и исполнение; слушать, думать и чувствовать не могут ни они, ни подобный исполнитель. Я, наконец, ему заметил: «слишком скоро!»... Надо играть пьесу с определенной быстротой, ничего не пропуская и не изменяя; с выражением и вкусом, соответствующими и подобающими данной пьесе, словом так, чтобы слушатель принял исполнителя за автора!»
Концерт исполнит Роман Борисов – молодой пианист, победитель многочисленных международных конкурсов, сотрудничающий с известными оркестрами и дирижёрами. Он ученик прославленной новосибирской пианистки и педагога – заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Мери Симховны Лебензон. С 2020 года Роман учится в классе Льва Терскова.
Реквием
Реквием – траурная заупокойная месса в римско-католической церкви, а также музыкальный жанр, написанный в форме и на тексты заупокойной мессы. Само слово «Реквием» дословно означает «спокойствие» и происходит от начальных слов вступления (Introit) – Requiem ternam dona eis («Вечный покой даруй им, Господи).
«Реквием» Моцарта и история его создания окутаны тайной, а споры по поводу авторства не утихают по сей день. Обстоятельства работы над этим знаменитым произведением настолько трагичны и загадочны, что до сих пор не дают покоя исследователям и поклонникам творчества гениального композитора.
Вместе с оркестром его исполнят Новосибирская хоровая капелла и солисты:
Яна Мамонова – выпускница Новосибирской государственной консерватории, солистка Bach choir & orchestra of the Netherlands и барочного оркестра Musica Poetica (Нидерланды), участница трио SIBERICA PROJECT (орган, кларнет, голос), Новосибирск.
Цветана Омельчук – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, закончила Российскую академию музыки им Гнесиных, стажировалась в академии Монте-Карло, Монако.
Игорь Морозов – солист театра «Геликон опера». В 2002 году дал концерты для Принца Чарльза Уэльского и в имении династии Ротшильдов в Великобритании. В качестве солиста хора Сретенского монастыря выступал для Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и президента В. В. Путина.
Сергей Севастьянов – солист оперного театра при Московской государственной консерватории. Кроме того, он владеет обширным камерным репертуаром и выступает как эстрадный певец.
Все солисты – лауреаты многочисленных международных конкурсов.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)