Клавесин – начало великого фортепианного пути

В рамках цикла Все о музыке
Пушкинская карта

Клавирная музыка, вокальные, инструментальные произведения XV – XVIII веков: Дюфаи, Пикки, Свелинк, Куперен, Бах



Рубеж XIV–XV веков уже отмечен музыкой для клавишных инструментов. В литературных источниках этого времени наряду с органом и клавикордом упоминаются эшикье, шахтбретт и другие легендарные несохранившиеся клавишные инструменты. Это было время, когда органисты, использовавшие их в своей деятельности, были не только музыкантами в самом широком смысле этого слова, но и лекарями, астрологами, сами строили инструменты и проектировали их новые виды. Так в XV столетии появился предок клавесина и фортепиано – клависимбалум, на нем механизм звукоизвлечения мог быть как щипкового, так и ударного типа. Важно, что именно щипковый инструмент в то время получил признание и дал начало клавесинной эпохе в музыкальном искусстве. Только через два века на сцене появился молоточковый клавир, определивший путь клавирной музыки с конца XVIII столетия до наших дней. Что было причиной изменений в стилях и эстетике искусства – новые инструменты? Или перемены в стилях требовали новых возможностей инструментов? Эти и другие интересные истории будут представлены вместе с музыкальными произведениями XIV–XVIII столетий, исполненными на редких клавишных инструментах прошлого из коллекции Ансамбля ранней музыки Insula Magica: орган-позитив, клавикорд, клависимбалум, итальянский спинет, клавесин. Играет и рассказывает солистка ансамбля, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Анна Недоспасова.


Фото: Алена Болквадзе

Солисты ансамбля ранней музыки Insula Magica Анна Недоспасова, орган-позитив, клавикорд, клависимбалум, клавесин Ведущая – Анна Недоспасова

Наверх