Загрузка...

Дневной общедоступный концерт

Пушкинская карта
Симфонический оркестр имени И.И. Соллертинского 
Новосибирской государственной консерватории

Римский - Корсаков. Увертюра к опере «Царская невеста»
Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром № 2 (2, 3 части)
Рахманинов. «Симфонические танцы» (1 часть)
Шостакович. Вальс № 2 из «Джазовой сюиты»

В первый же учебный год (1956/57) в Новосибирской государственный консерватории им. М.И. Глинки был сформирован студенческий симфонический оркестр. В разное время им руководили профессора и педагоги консерватории. «Золотое время» оркестра было связано с именем Арнольда Михайловича Каца.
В 1999 году в консерватории был организован камерный студенческий оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств России, профессора В.М. Минасяна. После его ухода из жизни в 2019 году во главе оркестра встал старший преподаватель кафедры дирижирования С.Н. Шебалин.
В 2004 году оркестр был преобразован в симфонический. После завоевания Гран-при на VII Международном конкурсе молодых музыкантов-исполнителей с Пятой симфонией Шостаковича, в 2012 году коллективу было присвоено имя близкого друга композитора, знаменитого искусствоведа и музыкального критика, жившего в годы Великой Отечественной войны в Новосибирске, Ивана Ивановича Соллертинского.
Сейчас это Симфонический оркестр им. И.И. Соллертинского Новосибирской государственной консерватории. Им руководит Игорь Шаталов.
Он окончил военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, отделение оперно-симфонического дирижирования и ассистентуру-стажировку Новосибирской консерватории по классу профессора А.А Людмилина. С 2019 года работает на кафедре дирижирования.
У Игоря Анатольевича большой опыт работы военным дирижёром и дирижёром Новосибирского музыкального театра.
«Царская невеста» Римского-Корсакова – время действия оперы – осень 1572 года. Место действия: Александровская слобода. В основу сюжета положен исторический эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного.
Опера начинается увертюрой, которая построена на двух темах: первая говорит о предстоящих трагических событиях, вторая создаёт образ Марфы, ещё не знающей горя. Особенность этой увертюры состоит в том, что темы не появляются затем в самой опере. Обычно увертюра как раз представляет главные музыкальные образы оперы.
Второй скрипичный концерт Прокофьева замечателен тем, что стал последним наиболее крупным произведением заграничного периода композитора, после чего он вернулся в Россию. Сам Сергей Сергеевич писал в 1941 году в своей «Краткой автобиографии»: «Сочинялся Концерт в самых разных странах, отражая тем мою кочевую концертную жизнь: главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части – в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в декабре 1935 года в Мадриде.»
В нашей программе артистка оркестра Юлия Боброва исполнит 2-ю и 3-ю части Концерта.
«Симфонические танцы» Рахманинова были написаны, когда Сергей Васильевич со своей супругой после начала Второй мировой войны покинули Европу, где они жили, переезжая из страны в страну в нескончаемом концертном графике, и обосновались в Соединённых Штатах. Сначала композитор хотел дать программные названия для 3-х частей сюиты: «Полдень», «Сумерки», «Полночь», которые символизировали бы этапы жизни. Но потом он отказался от программности, и музыка стала свободной для трактовки. Будет исполнена первая часть «Танцев».
Шостакович. Вальс № 2 из Сюиты для джаз-оркестра – этот изумительно красивый вальс, который в разных странах называют Русским вальсом, полюбили не только в России. Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, как её часто называют, состоит из восьми пьес. Но в названии «Джазовая сюита» и «Сюита для джаз-оркестра» кроется тонкое отличие. Из воспоминаний художественного руководителя Госджаза Матвея Блантера: «Договорились о джазовом сочинении. Инструментовка звучала прекрасно, но музыка была не джазовая. Всё звучало изумительно.»
Сюита впервые прозвучала в 1938 году 28 ноября в исполнении оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого в Колонном зале Дома Союзов. Вальс использовался в фильмах: «Первый эшелон» Михаила Калатозова (1955) – с разрешения автора; «С широко закрытыми глазами» Стенли Кубрика (1999). Его исполнял оркестр под управлением Мстислава Ростроповича в Лондоне. Вся сюита в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау».  


Продолжительность – 1 час 20 минут (без антракта)
Юлия Боброва, скрипка Дирижер – Игорь Шаталов Ведущий –

Наверх