Абонемент №9 (2023–24)
Пушкинская карта
Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром
Бах. Бранденбургский концерт № 3
Ария из оратории «Страсти по Матфею»
Бетховен. Соната для фортепиано № 14 «Лунная» (переложение Кротова)
Абсолютно точно, что у этих «атлантов» бездна поклонников во все времена. Бах, Моцарт и Бетховен – азбука вечной классики, своего рода «три кита», титаны, без которых невозможно представить музыкальное мироздание. Вместе с тем их произведения по эмоциональному восприятию понятны и близки простым слушателям и горячо любимы многими профессионалами. И если, независимо от возраста, вы решили начать приобщаться к классической музыке, то этот концерт – лучший выбор. А искушенных любителей струнной классики – ждет приятный сюрприз. И вот почему… Ансамбль солистов «Новосибирская камерата» соединил в своей программе самые яркие произведения великих композиторов, каждое из которых таит интересный факт «эволюции» ансамблевого звучания струнных инструментов.
Концертная Симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта впечатляет своей мелодической щедростью и размахом. Она написана в «блестящем» концертном стиле, который в ту эпоху входил в моду. Многие композиторы XVIII века пытались «воссоздать» этот стиль, но безупречно это удалось лишь «солнечному» Моцарту. Симфония стала настоящим подарком для всех альтистов того времени. Сольная партия этого инструмента была на вторых ролях, а в этом сочинении альт и скрипка равнозначно демонстрируют свои индивидуальные возможности.
Произведения Баха отличаются монументальностью форм, архитектурной четкостью, которая свойственна памятникам мировой классической культуры. «Бранденбургские концерты» – часть исторического наследия германского гения, они неизменно входят в репертуар лучших камерных оркестров мира. Третий концерт, который прозвучит в этой программе, любопытен тем, что считается прототипом струнных квартетов. Он написан для струнной группы, а его главной особенностью является отсутствие солирующего инструмента. Кстати, еще один интересный факт: Бах за свою жизнь не написал ни одной оперы, а вот арий у него намного больше, чем у любого оперного композитора. Они звучат в его многочисленных кантатах и ораториях, и красотой одной из них – «Страсти по Матфею», вы насладитесь на этом концерте.
Бетховенскую Сонату для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 – все знают, как знаменитую «Лунную». Это прочное название закрепилось за ней уже после смерти автора с легкой руки немецкого романиста Людвига Рельштаба, сравнившего музыку первой части сонаты с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. Среди тридцати двух фортепианных сонат Бетховена, пожалуй, «Лунная» самая популярная. Ее цитировали многие музыканты – от Шостаковича до The Beatles, а в фортепианном исполнении ее слышал, наверное, каждый. Сегодня вы познакомитесь с этим произведением в исполнении струнного ансамбля, переложение для которого было специально создано новосибирским композитором Андреем Кротовым.