Роман Семёнович Леденёв (1930-2019) российский композитор и музыкальный педагог, профессор Московской государственной консерватории, народный артист Российской Федерации. Своё творчество Леденёв посвятил темам Родины и родной природы. Музыка Леденёва мелодична, красива, её исполняли и исполняют со своими коллективами такие мэтры, как В. И. Федосеев, Б. Г. Тевлин, Ю. А. Башмет, В. К. Полянский, В. Н. Минин, а также многие другие дирижёры и оркестры. Он был членом Союза композиторов СССР (РФ), членом Союза кинематографистов, членом Международной академии творчества.
Среди учеников Леденёва - композиторы не только российские, но и из Аргентины, Германии, Великобритании, Камбоджи.
Небольшую пьесу «Аве Мария» Леденёв написал в 2007 году для камерного оркестра с участием духовых инструментов. Есть также версии для гобоя и баяна, для виолончели и баяна, для оркестра русских народных инструментов.
Александр Лазаревич Локшин (1920-1987) —автор 11 симфоний, монооперы, а также ряда сочинений для камерного состава. Такие музыканты, как Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина, Б. И. Тищенко, Р. Б. Баршай, высоко ценили творчество Локшина, считая его одним из наиболее выдающихся композиторов второй половины XX века.
Он родился в Бийске в семье счетовода. В 1930 году семья Локшиных переехала в Новосибирск. Александр поступил в общеобразовательную школу № 12 и Первую музыкальную школу в класс известного пианиста и основателя школы А.Ф. Штейна, бывшего профессора петербургской консерватории. В 1936 году Александр приехал в Москву для поступления в Московскую государственную консерваторию. Занимался в классе Н.Я. Мясковского.
В Союз композиторов был принят ещё до окончания консерватории. Когда началась Великая Отечественная война, Локшин записался добровольцем в ополчение вместе с большинством консерваторцев, но по болезни был комиссован. Он уехал к родителям в Новосибирск, устроился на работу и писал вокально-симфоническую поэму «Жди меня» на слова Симонова. Именно благодаря этому сочинению имя Локшина стало известным: его исполнил оркестр эвакуированной Ленинградской филармонии под управлением Е.А. Мравинского, а Д.И. Соллертинский дал ему высокую оценку. После этого у молодого композитора появилась возможность вернуться в Москву.
Он преподавал в Московской консерватории теоретические дисциплины. Но когда в 1948 году началась борьба с космополитизмом и пропагандой чуждой музыки Малера, Берга, Стравинского и Шостаковича среди студентов, Локшин был уволен. С тех пор и до конца своих дней он занимался исключительно сочинением музыки. Кантата «Мать скорбящая» для меццо-сопрано, большого симфонического оркестра и смешанного хора на тексты из «Реквиема» А. Ахматовой и русской заупокойной службы – наиболее известное сочинение Александра Локшина.
Соло в кантате исполняет Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра. Она лауреат Всероссийского конкурса «Молодые таланты России», V сезона телеконкурса «Большая опера» на канале Культура и многочисленных международных конкурсов. Много раз участвовала в программах Новосибирского академического симфонического оркестра, в том числе на зарубежных гастролях.
Александр фон Цемлинский (1871-1942), австрийский композитор и дирижёр. Во время учёбы в Венской консерватории, где он учился как пианист, Александр познакомился с Брамсом, Брукнером, и постепенно его захватила композиция. Чуть позже его связала крепкая дружба с Шенбергом. Громкий успех пришёл к Цемлинскому после исполнения Второй симфонии. Он был назначен первым капельмейстером венской Народной оперы. Затем дирижировал в Пражской опере, работал под началом Отто Клемперера в Берлине, откуда с приходом нацистов вернулся в Вену, но не имея там никакой официальной должности, уехал в США, в Нью-Йорк, где и скончался. Где бы он не жил, он писал музыку, в результате чего его творческое наследие оказалось обширным, но не слишком известным…
«Время Цемлинского придёт раньше, чем мы думаем», – писал вскоре после смерти композитора его ученик, зять (муж сестры) и ближайший друг Арнольд Шенберг. В 70-е годы 20-го века, вероятно, публике захотелось отдохнуть от музыкального авангарда и послушать мелодичную музыку. Начали возобновляться постановки его опер, появились первые записи, и уже не называли Александра фон Цемлинского «забытым мастером». Кстати, в России имя Цемлинского было известно: в 1920-30-е годы он трижды приезжал на гастроли в Ленинградскую филармонию. О том, что он был одним из лучших дирижёров своего времени, свидетельствуют отклики на эти концерты.
Премьера "Русалочки, написанной в 1903 –м по сказке Г.Х. Андерсена, состоялась в Вене в 1905 году.
«Русалочка», как отмечали критики, - это сочетание красочного наряда, живописных эффектов, картинности, изысканности и Голливуда.
Дирижёр Михаил Грановский с 2018 г. является художественным руководителем и главным дирижёром Томского академического симфонического оркестра. С 2013 г. работает приглашённым дирижёром в Universal ballet (Сеул, Корея).
В 2018 г. входил в жюри композиторского конкурса в рамках фестиваля Московской государственной филармонии «Другое пространство».
С Новосибирским академическим симфоническим оркестром постоянно сотрудничает, создавая программы из редкоисполняемых произведений.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)