Фестивали

Участие в различных музыкальных фестивалях – давняя традиция Новосибирского академического симфонического оркестра. Он неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях, в том числе: «Русская зима», «Рождественские вечера» (Москва), «Белые ночи» (Ленинград), фестиваль русской музыки в Вене, «Мартовские дни» (Болгария), фестиваль музыки Бернстайна (Новосибирск, Ленинград, Москва), фестиваль слушания «Ухо» (Эрланген, Германия), фестиваль классической музыки (Канны, Франция), Дрезденский музыкальный фестиваль, Дни Иберийской музыки (Испания), Фестиваль фортепианного искусства (Франция), Фестиваль В. Спивакова (Кольмар), Шанхайский Весенний фестиваль, фестиваль на острове Узедом и др.; в отечественных фестивалях: газеты «Музыкальное обозрение», Международный Рождественский фестиваль музыки (Новосибирск), «Покровская осень» (Новосибирск), «Великие имена. Великие даты», посвященном 200-летию Р. Шумана и 170-летию П.И. Чайковского (Пермь); «Звезды на Байкале» (Иркутск) и «Крещендо» (Тюмень) – арт-директор Д. Мацуев. 

Одним из самых значительных творческих событий в жизни коллектива является Международный Транссибирский Арт-фестиваль. Художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. Директор фестиваля Олег Белый. Автор идеи (2013) – заслуженный деятель искусств РФ Лев Крокушанский. 

Первый фестиваль (2014) был посвящён 90-летию основателя оркестра А.М. Каца, второй – 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского (2015), третий (2016) – 60-летию Новосибирского академического симфонического оркестра, четвертый (2017) – 80-летию Новосибирской области и 80-летию Новосибирской государственной филармонии.

Весной 2018 (9 марта – 2 апреля) фестиваль отметил своё пятилетие. Доля участия Академического симфонического оркестра – 6 концертов, 6 программ. Открывался фестиваль, как и пять лет назад, концертом под управлением легендарного Кента Нагано. Вновь оркестр встретился с дирижёром Лио Куокманом, пианистом Константином Лифшицем. В фестивальных афишах оркестра – блеск имён: Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа, Давид Локвуд, Алекcей Игудесман, Михаэль Гутман, Марио Брунелло, Александр Князев, Николай Луганский, Андрей Коробейников, Ольга Бородина, Анна Самуил, Светлана Захарова, Пабло Фернандес, Жан-Клод Казадезюс, Антон Бараховский, Андрес Мустонен, Юкио Йокояма, Гидон Кремер, Владимир Федосеев, безусловно, сам Вадим Репин и  совсем юные, например,  Лея Чжу и Роман Борисов.

В каждом проведении фестиваля бывает нечто особенное. Юбилейный фестиваль отмечен двумя сочинениями Софии Губайдулиной, признанной во всём культурном сообществе одним  из самых гениальных композиторов второй половины XX века. Это «Всадник на белом коне» для большого симфонического оркестра и органа – произведение посвящено Валерию Гергиеву, и Концерт для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» (мировая премьера), который дописывался буквально во время фестиваля. Концерт посвящён Вадиму Репину и дирижёру Андресу Мустонену.

Завершением Пятого Транссибирского Арт-фестиваля для нашего оркестра стал концерт 13 апреля в 64-м абонементе Мариинского театра. Программа включала вступление к опере "Нюрнбергские майстерзингеры" Вагнера, Концерт для виолончели с оркестром Шумана и Вторую симфонию Рахманинова. Солист Александр Бузлов, дирижёр Томас Зандерлинг.

Это было второе выступление оркестра в концертном зале Мариинского театра. Также завершался III-й Транссибирский Арт-фестиваль весной 2016.

Тогда оркестром дирижировал Гинтарас Ринкявичус, главный дирижёр и художественный руководитель Новосибирского академического симфонического оркестра в то время. Сейчас – маэстро Томас Зандерлинг,  вставший во главе коллектива в начале сезона.

Шестой Транссибирский Арт-фестиваль прошёл в Новосибирске с 21 марта по 13 апреля 2019. Новосибирский академический симфонический оркестр открыл его со своим художественный руководителем и главным дирижёром маэстро Зандерлингом. Оркестр сыграл 6 концертов и представил мировые премьеры сочинений Бориса Лисицына (симфоническая поэма  «Музыка моря»,  посвящена А.М. Кацу) и Александра Раскатова, который посвятил свой Скрипичный концерт Вадиму Репину.

Оркестром дирижировали  Туган Сохиев, Андрес Мустонен, Дмитрий Ситковецкий, выступивший и как скрипач, выдающиеся дирижёры современности Ян Паскаль Тортелье и Шарль Дютуа,  под управлением которого оркестр закрыл фестиваль.

Солистами в фестивальных программах были пианисты Сергей Тарасов , Денис Кожухин, виолончелист Антонио Менезис и, безусловно,  Вадим Репин, в этот раз, можно сказать, не выпускавший скрипку из рук, своим появлением на сцене Государственного концертного зала им. А.М. Каца вызывавший бурю эмоций у слушателей.

И как сказал Вадим  Репин ещё в сентябре 2013, всё это великолепие держится на крепком основании – это Новосибирский академический симфонический оркестр.

Седьмой фестиваль, фестиваль начала эпохи пандемии, открылся  в марте 2020 года.

Оркестр сыграл два концерта в ГКЗ им. А.М. Каца без публики:

25 марта – «Жизнь героев», концерт-посвящение.
Были исполнены сочинения Бетховена: Концерт для скрипки, фортепиано и виолончели с оркестром и Пятая симфония.
Солисты: Вадим Репин, скрипка, Александр Бузлов, виолончель, Полина Осетинская, фортепиано.
Дирижер  Михаил Татарников.

28 марта  – «До новых встреч!»
В программе с оптимистичным названием были исполнены Концерт Глазунова для скрипки с оркестром (солист Вадим Репин) и Четвёртая симфония Прокофьева.
Дирижировал Валентин Урюпин.

Фестиваль продолжился в сентябре:

14 сентября была представлена мировая премьера – сочинение Пярта  «La Sindone» («Плащаница») для скрипки с оркестром. Также Вадим Репин исполнил  его же Пассакалию для скрипки с оркестром. Кроме этого прозвучали сюита Равеля «Моя Матушка - Гусыня» и Четвёртая симфония Шумана.
Дирижёр  Валентин Урюпин

19 ноября прошёл концерт, заявленный  как концерт-посвящение 75-летию Великой победы. Немецко-корейская скрипачка Клара -Джуми Кан сыграла Ре-мажорный Концерт Бетховена. Во втором отделении была исполнена Пятая симфония Шостаковича. За пультом стоял известный европейский дирижёр Винсент де Корт.

11 декабря фестиваль завершился. Дирижировал Саша Гётцель (Австрия).
В первом отделении были исполнены сочинения Бетховена: увертюра «Освящение дома», посвящённая  открытию после реставрации театра в Йозефштадте, и Восьмая симфония.   Второе отделение было отдано оперетте И. Штрауса-сына «Летучая мышь».
Солисты Екатерина Морозова (сопрано), Венера Гимадиева (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Сергей Радченко (тенор), Олег Цыбулько (бас-баритон) радовали слушателей исполнением фрагментов  из оперетты.

Восьмой Транссибирский Арт-фестиваль начался 25 марта 2021 года концертом Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением латвийского дирижёра Андриса Поги. Вадим Репин и Александра Конунова исполнили впервые в России Концерт британского композитора Терниджа «Shadow walker» («Идущий в тени») для двух скрипок с оркестром. Программа открылась увертюрой к опере Вебера «Оберон» и завершилась Первой симфонией Брамса.

 4 апреля программа открылась мировой премьерой: оркестр исполнил сочинение новосибирского композитора Елены Демидовой «Тобольские царевны». Затем Вадим Репин исполнил  Первый скрипичный концерт Прокофьева, и в заключение концерта прозвучала Четвёртая симфония Брукнера.  Дирижёр Казуки Ямада.

15 апреля программа состояла из сочинений Барбера («Адажио для струнных»), Бетховена (Пятый фортепианный концерт) и Дворжака (симфония № 9, «Из Нового Света»). Вадим Репин, скрипка. Дирижёр Шарль Дютуа.

26 апреля Восьмой Международный Транссибирский Арт-фестиваль завершился концертом двух оркестров под управлением Валерия Гергиева. Вадим Репин сыграл Первый скрипичный концерт Шостаковича с нашим оркестром и, наконец, с дирижёром. Пятую симфонию Малера сыграл Симфонический оркестр Мариинского театра.

Девятый Транссибирский Арт-фестиваль открылся 17 марта 2022 года .  Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса исполнил увертюру Людвига ван Бетховена к балету «Творения Прометея» и Четвёртую симфонию Петра Ильича Чайковского. В исполнении Вадима Репина прозвучал Первый скрипичный концерт Макса Бруха.

21 марта  прошёл концерт под управлением Алексея Рубина. В первом отделении  была представлена мировая премьера  - Концерт Ильи Демуцкого для скрипки с оркестром.
Гузель Шарипова исполнила несколько арий из опер Николая Андреевича Римского-Корсакова: Царевны-Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане», Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок», сцену и арию Марфы из оперы «Царская невеста».
Во втором отделении была исполнена Пятая симфония Петра Ильича Чайковского.

В завершение  фестиваля 6 апреля дирижировал Юрий  Башмет. Программа была посвящена Людвигу ван Бетховену.  Она открылась увертюрой «Кориолан».  Вадим Репин, Александр Князев и Вадим Руденко исполнили Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано. Во втором отделении прозвучала Пятая симфония.


8 Марта 2023 года в Государственном концертном зале им. А.М. Каца начался Десятый Транссибирский фестиваль.
СНОВА В ПУТЬ:
 Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с  оркестром
Бизе-Ваксман. «Кармен-фантазия»
Чайковский. Симфония № 5
Вадим Репин, скрипка
Вадим Руденко, фортепиано
Дирижёр Димитрис Ботинис

19 марта:
Пярт. Коллаж на тему B-A-C-H
Гершвин. Рапсодия в стиле блюз
Цфасман. Сюита для фортепиано с оркестром
Favorite things: аранжировки композиций Родриго, Роджерса, Миллера, Армстронга, Артемьева и др.
Екатерина Мечетина, фортепиано
Вадим Эйленкриг, труба & Eilenkrig Crew
Дирижёр Андрес Мустонен

23 марта:
Сен-Санс. Интродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром
БюльБюль Оглы. Концерт для скрипки с оркестром. РОССИЙСКИЙ ПРЕМЬЕРНЫЙ ТУР
Римский-Корсаков. «Шехеразада»
Вадим Репин, скрипка
Дирижёр Сергей Скрипка

26 марта. Спектакль-концерт «Шекспир. Шостакович. Гамлет»
Евгений Миронов, чтец
Дирижёр Юрий Башмет

1 апреля: Рахманинов-гала
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Симфонические танцы
Константин Лифшиц, фортепиано
Дирижёр Димитрис Ботинис

6 апреля: ДО НОВЫХ  ВСТРЕЧ!
Кастелланос . «Храм Святого Креста на реке Пакайригуа»
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром
Симфония № 4
Вадим Репин, скрипка
Дирижёр Мануэль Лопес-Гомес

7 апреля  с этой программой  оркестр выступил в Барнауле.
 Вместо пьесы Кастелланоса была исполнена увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила»

    


«Хочу подчеркнуть, что идея предстоящего Транссибирского Арт-фестиваля, его точка опоры – это наш замечательный симфонический оркестр, который несмотря на все трудности, потерю легендарного, без преувеличения этого слова, музыканта Арнольда Михайловича Каца, находится в превосходной форме, замечательно играют концерты. Я надеюсь, что для оркестра это также станет радостным событием» Вадим Репин, Пресс-конференция, 11 сентября, Государственный концертный зал им. А.М. Каца «Сегодняшнее событие – открытие Государственного концертного зала им. А. М. Каца – трудно переоценить. Это подарок Новосибирску, подарок Новосибирскому академическому симфоническому оркестру, который все эти годы, к сожалению, был вынужден работать в плачевных условиях. Это огромная радость для оркестра и подарок всему городу»

Вадим Репин, Пресс-конференция, 11 сентября, 2013, Государственный концертный зал им. А.М. Каца 


«Один из китов, на котором будет стоять и развиваться Транссибирский Арт-фестиваль – это Государственный концертный зал им. А.М. Каца. Второй кит – это Новосибирский академический симфонический оркестр, который всегда славился своим уровнем, славился именем Арнольда Каца, роль которого не преувеличить никакими словами, эпитетами и комплементами. Посвятить первый Фестиваль юбилею Каца – 90-летию со дня его рождения, было очень логично и правильно». 

Вадим Репин, пресс-конференция 30 января, 2014 Государственный концертный зал им. А.М. Каца 


«В проекте Транссибирского Арт-Фестиваля я вижу преемственность — от прошлого к настоящему — и продолжение творческих идей маэстро Каца. Я чрезвычайно рад, что мне удалось заразить идеей Вадима Репина, начинавшего свое грандиозное восхождение в Новосибирске с нашим оркестром под руководством Арнольда Михайловича, что Вадим, увидевший Государственный концертный зал имени Маэстро, проникся сознанием необходимости проведения фестиваля. И уже при первой встрече мы договорились, что первый фестиваль будет посвящен приближающемуся 90-летию Маэстро. Не хочется предвосхищать события, но я уверен, зная планы Вадима, что наш проект займет достойное место в ряду лучших фестивалей мира».

Заслуженный деятель искусств России Лев Крокушанский, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 2014


«Когда встаешь за пульт перед незнакомым коллективом, никогда не знаешь, чего ожидать. Дело не только в качестве, дело в людях: кто знает, возникнет ли между вами связь, произойдет ли химическая реакция? Тем более если ты из Сан-Франциско, а они — из Новосибирска. Оказалось, что музыкантам свойственны и богатая фантазия, и серьезность: они хотят и могут искать в музыке глубину. Так что одна наша репетиция стоила трех или четырех. Мы ни разу не сыграли программу целиком. Как сказал Вадим, самое простое для профессионала — пройти вещь с начала до конца. Любой профессиональный оркестр справится. Но это не самый эффективный путь, когда нужно наладить отношения с музыкой. Мы исключили этот этап и сразу стали погружаться глубже. А на концерте, доверившись друг другу, «отпустили» музыку в свободное плавание»

Кент Нагано, I Транссибирский Арт-Фестиваль Интервью — Ярослав Тимофеев, 2 апреля, 2014, «Известия» 


"Я прежде не встречался с этим оркестром, но он проявил столько фантазии и так серьезно отнесся к работе, что эффект от нашей репетиции была как от трех-четырех. Мы достигли многого и, заручившись взаимным доверием, просто дали музыке прозвучать. А это может получиться очень захватывающе, если люди разделяют идеи друг друга".

Кент Нагано, I Транссибирский Арт-Фестиваль. Интервью — Илья Овчинников, 7 апреля, 2014, «Российская газета» 


«Я хочу сказать, что артисты Новосибирского академического симфонического оркестра такие молодцы все. Чудесные лица, даже кто-то из скрипачей прослезился – настолько их тронула музыка. Для меня это очень важно. Музыканты играют всегда хорошо, когда им нравится, я в этом уже убедилась. Уже 27 лет как я на сцене и знаю, что когда им нравится, они изо всех сил стараются, и тогда получается нечто замечательное. Поэтому я надеюсь, что у нас все получилось хорошо. Спасибо им большое!»

Ольга Бородина, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 7 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца


«Прекрасная публика, прекрасные солисты и прекрасный оркестр! Это конечно же кайф так музицировать. По просьбе Вадима Репина для Фестиваля я сделал юмористический концерт. Такого плана концерты я устраивал неоднократно, и пользуются они огромной популярностью. Интересно, что с Новосибирским симфоническим оркестром не возникло никаких сложностей. На моей памяти были оркестры, которые поначалу осторожничали. Об этом оркестре мне говорили: «О, осторожно, это консервативный оркестр!» Но музыканты с самого начала уже кашляли, смеялись, танцевали, одним словом, делали все и с огромным удовольствием. Это говорит о том, что артисты Новосибирского симфонического оркестра очень открытые музыканты»

Алексей Игудесман, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 9 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца


«В силу ряда обстоятельств маэстро Валерия Гергиева не будет сегодня с нами <…> И я принял решение исполнить концерт Шостаковича — впервые в истории, — без дирижера. Исключительно благодаря высочайшему артистическому и профессиональному уровню Новосибирского академического симфонического оркестра я уверен, что это возможно. Никто до сегодняшнего дня не решался на такого рода музыкальный подвиг. Я горд тем, что оркестр готов пройти этот путь со мной. Я верю в каждого из артистов этого поистине уникального коллектива. Это исполнение станет нашей очередной мировой премьерой, которой и завершится первый Транссибирский Арт-Фестиваль!» 

Вадим Репин, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 12 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца


«Героем вечера стал, конечно же, оркестр. И деревянные духовые, и медь, и скрипки во главе с народным артистом России Валерием Карчагиным – каждая группа была на месте, ведя свою партию точно и уверенно. Время от времени Вадим Репин, как он сам потом это назвал – «неумелыми смешными для них движениями» — дирижировал оркестром, но музыканты его понимали прекрасно, и эта нить взаимодействия незримо присутствовала с начала и до конца. Уже после второй части мелодия полетела, воспарила, достигая самых глубин сознания, выворачивая душу наизнанку, чему Шостакович был мастером. Временами замирало сердце, что вдруг собьются, захлебнутся без дирижера… Ничего подобного! Музыканты играли на таком градусе, в эйфории, что, казалось, адреналин бьет ключом. Справились блестяще. Пожалуй, этот концерт войдет в историю не только фестиваля и Новосибирского симфонического оркестра, а вообще музыкальной мировой жизни» 

Ирина Шымчак, «Музыкальный клондайк», 12 апреля 2014 


«Я выступала с Новосибирским академическим симфоническим оркестром как пианистка 10 лет назад – и тогда впечатления были самые хорошие, а теперь они еще лучше. Для меня очень важно и очень радует, что ко мне подходят музыканты и говорят, что для них значит моя музыка, они знают другие мои сочинения. Когда к тебе подходят люди из оркестра – это высший комплимент. Я была крайне тронута. В этом оркестре совершенно нет ощущения, что работа для музыкантов – это рутина. Подобное отношение встречается не так часто»

Лера Ауэрбах, II Транссибирский Арт-Фестиваль, 26 марта 2015, Государственный концертный зал им. А.М. Каца


«Равель прекрасно звучит на сибирской земле! Когда я играл вторую часть его соль-мажорного концерта, я вспоминал спокойные пейзажи, бескрайние снежные равнины Сибири… Меня поразило великолепное сочетание: суровая сибирская природа, холода и потрясающее тепло публики, с которой она меня встречала! Играть концертную программу с новым для меня оркестром в день приезда – затея весьма рискованная. Но я хочу поаплодировать Новосибирскому филармоническому оркестру – они бравые и смелые музыканты! Фортепианный концерт Равеля – чрезвычайно сложное произведение, в котором практически каждый инструмент в оркестре солирует. Благодаря хорошей подготовке оркестра нам хватило всего лишь одной репетиции. Отличная работа, спасибо!»

Жан-Ив Тибоде, II Транссибирский Арт-Фестиваль, 31 марта 2015, Государственный концертный зал им. А.М. Каца


«К сожалению, у нас было всего два дня на репетиции. Это чрезвычайно мало, чтобы сделать произведение такого масштаба, как Первая симфония Малера. Но сегодня музыканты показали себя на высшем уровне, прыгнули выше головы и отдали всё сполна. Я очень доволен оркестром!»

Шарль Дютуа, II Транссибирский Арт-Фестиваль, 5 апреля 2015, Государственный концертный зал им. А.М. Каца


"Без преувеличения, героем фестиваля и его основным стержнем стал, конечно, Новосибирский академический симфонический оркестр, который выступил пять раз с четырьмя разными дирижерами (Гинтарас Ринкявичус, Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа).
На музыкантов из оркестра легла огромная нагрузка и ответственность, но, вспоминая, как изумительно звучал оркестр, с каким качеством, творческим подъемом и эмоциональной глубиной были сделаны программы с его участием, хочется пожать руку каждому из оркестрантов и поблагодарить за этот впечатляющий праздник музыки"

Ирина Шымчак, "Музыкальный клондайк" № 4 (149) апрель 2015 


«Однако вполне логично основой и героем фестиваля стал Новосибирский академический симфонический оркестр. Широчайший репертуар – от популярного «Болеро» М. Равеля до мировой премьеры; аккомпанирование пианистам, скрипачам, ансамблям; работа с разными дирижерами – кроме «родного» Гинтараса Ринкявичуса (художественный руководитель оркестра) к пульту вставали Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа. Высокий уровень «вышколенного», чуткого, гибкого и мобильного музыкального коллектива был выдержан всегда!»

Яськевич Ирина, "Играем с начала" № 4, апрель 2015

«Я знаю три оркестра в России с уникальным звучанием, узнаваемым, неповторимым. Это Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского – художественный руководитель Владимир Федосеев, ЗКР академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии – художественный руководитель Юрий Темирканов, и Новосибирский академический симфонический оркестр – художественный руководитель Гинтарас Ринкявичус . Других таких нет»  

Андрей Коробейников, 23 февраля 2016, Государственный концертный зал им. А.М. Каца


«Ваш оркестр очень хороший. Большую роль играют традиции, заложенные Арнольдом Михайловичем Кацем, который создал его и руководил 50 лет – вообще редчайший случай. Но оркестр уже без него продолжает развиваться. Такого отношения , как у вас, нет нигде – поверьте, я знаю очень много оркестров. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет такого отношения к музыке, такого желания понять дирижёра, такого желания идти навстречу друг другу. Солисты у вас замечательные, но главное – вы не просто играете, вы создаёте Музыку. Надеюсь, наше удовольствие от общения было взаимным.»

Владимир Федосеев, 28 марта 2017, IV Международный Транссибирский Артфестиваль, Государственный концертный зал им. А.М. Каца


Наверх